25 июля Шукшину – 90 лет.

 

С Нижней Волгой и Доном Шукшин  сблизился в 1974 году, то бывая наездами, то подолгу живя здесь на съемках. Эти  несколько месяцев, с весны до осени, вместили поиск натуры для будущего фильма о Степане Разине, работу над сценарием этой картины на основе романа «Я пришел дать вам волю», съемки в фильме С. Бондарчука  «Они сражались за Родину» в роли солдата Лопахина, обживание каюты № 9 на теплоходе «Дунай», где разместилась съемочная группа, бессонные ночи за пишущей машинкой в маленькой каюте, ставшей домом и кабинетом, бесконечный кофе… И внезапная смерть 2 октября 1974 года в каюте № 9, по заключению волгоградских врачей – от сердечной недостаточности.

Эта утрата чего-то огромного, вдруг оторвавшегося от народа как единого целого и растворившегося где-то в синеве над Русью, потом отозвалась в искусстве Волгограда – в стихах Владимира Овчинцева и Елизаветы Иванниковой, хоровой музыке Анатолия Климова, телефильмах Виталия Меньших, спектаклях Казачьего театра Владимира Ляпичева, театра «Благодатное небо» Елены Дмитриевой, Молодежного театра Владимира Бондаренко,  картинах Анатолия Михайлова, пленэрах художников на Дону.

В сентябре 1974-го с Василием Макаровичем встретился на теплоходе «Дунай» специально приехавший туда молодой волгоградский актер Петр Зайченко, «заболевший» рассказами Шукшина еще в театральном училище, мечтавший поставить на сцене кинороман о Разине. Разговор был долгий – о будущем фильме, сценарий которого уже лежал на столе в каюте, о женщинах, которым нужно только «одно», а гениальность их не волнует, о роли для Зайченко, типаж которого хорошо ложился в казачье окружение Разина… Актер тогда еще не знал, что Шукшин сразу поставил его на учет на «Мосфильме», и когда спустя почти десять лет его вызвали на пробы в абдрашитовский «Парад планет», понял, что в тот день в 1974-м получил благословение и стал кинокрестником  Шукшина… А спектакль «Я пришел дать вам волю» в Волгограде все-таки поставили в 1992 году, когда Владимир Ляпичев пробил создание Казачьего театра. И Разина сыграл Зайченко.

Всё лето и осень 1974 года жители Клетского района снимались в массовых сценах фильма «Они сражались за Родину». Съемки проходили в хуторе Мелологовском и его окрестностях. Меловые утесы вдоль Дона, высохшее русло древней реки, выходящее к песчаному донскому берегу, окопы времен Сталинградской битвы и вырытые для съемок, полынь, ковыли – всё это запечатлено оператором Вадимом Юсовым в кадрах фильма и сохранилось до сих пор. Только на месте хутора теперь стоят домики турбазы.

Молодой сотрудник районного отдела культуры Николай Дранников тоже участвовал в массовке – играл раненого. Видел Шукшина, Никулина, Лапикова, Буркова, ставших легендарными персонажами в устной истории этих мест. В 1990 году, когда Николай Иванович уже закончил режиссерский факультет Московского института культуры и руководил отделом, шофер его машины предложил показать место, где любил сидеть Шукшин во время съемок. Приехали на самую высокую меловую гору над Доном. Всё здесь было знакомо: внизу под утесом когда-то стоял теплоход «Дунай», виднелась излучина реки, синели леса на другом берегу, справа горбилась холмистая степь со следами окопов…  Но на вершине появилась какая-то полуосыпавшаяся горка камней. Подошли – на камнях лежала потемневшая от времени самодельная табличка с надписью о том, что Шукшин любил сидеть и думать на этой вершине. Народ сам увековечил  память о нем и дал имя утесу – Шукшинский.

В том же 1990 году Дранников провел с помощью Союза кинематографистов СССР первые Дни памяти В.М. Шукшина на Дону и проводил их ежегодно вплоть до своей кончины в 2013 году. На утесе Дранников с помощью добровольцев возвел часовню в честь святого Василия Великого, установил сложенный из донского камня памятный знак с надписью, по своему сценарию проводил волнующую церемонию с молебном и возложением венка на воды Дона. На утесе физически ощущается сильнейший энергетический поток от земли к небу. К месту силы  потянулись паломники, сначала из Волгоградской области, потом с Алтая – родины Василия Макаровича, а потом и со всей России. Дранников успел дать имя Шукшина двум улицам и двум библиотекам – в станице Клетской и Волгограде. Ничего случайного не бывает, и на волгоградской улице Шукшина обнаружился вид на обширный косогор, на котором не хватало только сидящего босиком Василия Макаровича – казалось, что он там и сидит, и смотрит на нас, как в «Печках-лавочках».

На утесе за памятным знаком стоит скамейка. С нее видна излучина реки. Что мог видеть с этого места Шукшин, сидя на траве в гимнастерке в перерывах между съемками? Внизу под самым утесом стоял теплоход «Дунай» – там в каюте № 9 лежал сценарий «Разина». Чуть дальше – песчаный выход к воде, где снималась паромная переправа. Переправа лета 1942-го… Здесь могла быть и переправа разинской эпохи… Георгий Бурков писал в воспоминаниях, что Шукшин рассказывал  ему «о том, как будет снимать  казаков, которые переправляются, стоя на лошадях, через Дон. Поднимается над водой пар, стелется над поверхностью, и вдруг появляется в дымке фигура  одного, второго, третьего, и вот уже целое войско казачье будто по воде идет, по самой дымке. Неторопливо приближается… А потом туман начинает  подниматься, и показываются над водой головы плывущих лошадей, а на них   казаки стоят…»

Татьяна Данилова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/07/Шукшин-на-съемках-фильма-Они-сражались-за-Родину.-548x800.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/07/Шукшин-на-съемках-фильма-Они-сражались-за-Родину.-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и Культура25 июля Шукшину – 90 лет.   С Нижней Волгой и Доном Шукшин  сблизился в 1974 году, то бывая наездами, то подолгу живя здесь на съемках. Эти  несколько месяцев, с весны до осени, вместили поиск натуры для будущего фильма о Степане Разине, работу над сценарием этой картины на основе романа «Я...Культура и общественная жизнь Волгоградской области