Как человек становится Мастером? Почти всегда это зерно бывает посеяно еще в детстве, а потом, когда человек взрослеет, оно вдруг прорастает и становится самым главным и неотложным делом. Похожая история происходила в жизни уникального керамиста ВИКТОРА ТАНЦУРЫ из города Волжского – основателя такого направления среди ремесел нашего края, как создание керамического музыкального духового инструмента окарины, обладателя звания «Мастер народных художественных промыслов Волгоградской области», члена Творческого объединения «Волжский – город мастеров», члена Гильдии мастеров Волгоградской области.

Окарина – это маленькая флейта, родственница простой глиняной свистульки. Окарина изначально изготавливалась в виде птички (ocarina – «гусёнок» по-итальянски). Народные окарины делаются для забавы, классические – для исполнения серьезной музыки. Виктор Танцура пришел к этому керамическому чуду своим собственным путем. Еще в школе любил лепить из глины, а в 90-е, работая токарем на заводе, для заработка решил вернуться к глине. Но уже профессионально: сделал гончарный круг, купил на барахолке муфельную печь, нашел подходящую глину и начал искать свой метод работы с материалом.

– Я перепробовал множество технологий: глазурь, молочение, литье, – рассказывал мастер. – Ради интереса сделал дудочку. Получилось. Дальше решил развиваться в том же направлении – делать глиняные духовые инструменты. Количество рожденных мной на свет поющих «гусят» измеряется целыми стаями! И звучат они на все голоса. Для изготовления «гусят» подходит и местная глина, приготовленная специальным способом, и покупная. Форма тоже может быть разной: птичка, рыбка, слоник. Самое сложное – сделать отверстия, открывая или закрывая которые, можно получать звук разной высоты. Для настроя инструмента пользуюсь камертоном. Чем крупнее окарина, тем гуще, ниже звук, и, напротив, – чем меньше «гусенок», тем тоньше он звучит.

Мастер делает и свистульки размером с горошину, и керамические бусины, и малые скульптуры. Но душой привязан к окарине. Для нашего сборника «Мастер-класс как прививка от забвения» (Волгоград, Благотворительный фонд «Царицынская муза», 2022) Виктор Сергеевич подробно рассказал о процессе изготовления керамической мини-флейты:

– Из куска глины размером с яблоко лепим форму окарины. Затем заготовку делим на две части. Стекой-петлёй выбираем лишнюю глину, чтобы добиться одинаковой толщины стенок 4-5 мм. Формируем камеру окарины (полость), от размера камеры зависит тональность – чем больше камера, тем ниже звук. Протыкаем воздуховод, переворачиваем половинку и ножиком вырезаем свистковое окно и клин для воздушного потока. Соединяем половинки, смочив края водой. Даём окарине подсохнуть до состояния, когда глина станет твёрдой, но ещё влажной, и наносим орнамент. Игровые отверстия проделываем сверлами – от диаметра отверстия зависит тональность звука. На обратной стороне окарины тоже делаем игровые отверстия. После полного высыхания (в течение нескольких дней) обжигаем окарину в муфельной печи при температуре 1000°. После первого обжига тонируем орнамент черножгущейся глиной и снова отправляем в печь на обжиг. Для защиты от влаги и грязи покрываем окарину пчелиным воском. Для этого нагреваем окарину в печи до 150°, вынимаем и водим куском воска по поверхности окарины, воск плавится и проникает в верхний слой керамики. После остывания можно заполировать поверхность безворсовой материей. Привязываем шнур, и окарина готова. 

По нашей просьбе Виктор Сергеевич рассказал также о делах сегодняшних, о поездках, учениках и своих планах:

– 2024 год выдался очень насыщенным, удалось поучаствовать в рекордном для меня количестве фестивалей и ярмарок. Наиболее масштабные из них – фестиваль #ТриЧетыре и XVI Камышинский арбузный фестиваль. Участвовал также во Всероссийском фестивале национальных культур “От Волги до Дона”, проходившем в Амфитеатре на набережной Волгограда. По завершении фестивального сезона, как правило, расслабляться не приходится, начинается более плотная работа с заказами. Появляется возможность изготовить окарины в непривычном для меня строе, такую работу не сделаешь быстро, требуется больше времени и внимания. С октября по приглашению ЧУК “Русская матрешка” на территории Парка-музея Русской сказки имени А. С. Пушкина провожу занятия по гончарному ремеслу в рамках проекта “Творческий подростковый клуб “Живая деревня”, который поддержан Фондом президентских грантов. Музей находится в посёлке Кировец Среднеахтубинского района, и на его территории организована возможность для поселковых детей получить навыки работы с глиной. В группе двадцать учеников 12-14 лет, интерес у детей есть, посещаемость высокая. Пока делаем несложные работы, идёт знакомство с материалом, курс рассчитан на весь 2023-2024 учебный год. На ближайшее время первостепенная для меня задача – сделать несколько работ для выставки “Рукотворные чудеса”, которая ежегодно проходит в Картинной галерее города Волжского. Что буду делать, ещё не придумал, а для желающих узнать – приглашаю посетить выставку, которая пройдёт в Картинной галерее с 28 декабря 2024 года по январь 2025 года. 

Виктор Танцура не только создает окарины, но и профессионально играет на них. Репертуар огромен – от «Катюши» до «Битлз» и от «Я шагаю по Москве» до Моцарта. В этих керамических «гусятах» поет душа замечательного мастера.

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/11/На-главную-6.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/11/На-главную-6-150x150.jpgЦарицынская музаКонкурсы и проекты ФондаКак человек становится Мастером? Почти всегда это зерно бывает посеяно еще в детстве, а потом, когда человек взрослеет, оно вдруг прорастает и становится самым главным и неотложным делом. Похожая история происходила в жизни уникального керамиста ВИКТОРА ТАНЦУРЫ из города Волжского – основателя такого направления среди ремесел нашего края, как...Культура и общественная жизнь Волгоградской области