22 июля в 17.00 в Музее Машкова (пр. Ленина, 21) состоится открытие выставки «Василий Стригин. Простая правильная жизнь. К 100-летию художника. Живопись и графика из собрания ВМИИ».

Выставка продолжает серию монографических экспозиций в рамках проекта «Первая улица Мира», ставшего победителем грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Они знакомят с искусством художников, для которых наш город стал главным в творческой жизни.

На выставке представлено 28 живописных и графических  произведений конца 50-х-начала 2000-х гг. волгоградского художника Василия Васильевича Стригина (1918-2009). Это лишь малая часть его огромного наследия – ведь писать художник начал еще до войны и работал истово, со страстью на протяжении семидесяти лет. Но этот тот случай, когда даже небольшой этюд дает возможность прочувствовать масштаб и качество творческого феномена. Сюжеты Стригина просты, взяты из жизни: живописные образы Волгограда 60-х, гуаши из серии «На строительстве ГЭС», портреты речников, донские и волжские пейзажи, натюрморт с полевыми цветами. С поразительной художественной силой они свидетельствуют о своей стране и эпохе, смыслы и идеалы которой были для автора ясны и естественны. Столь же легки и светлы его произведения, они дышат свободой, простором, наполнены воздухом и солнцем, доверием к жизни. Воздействие его живописных работ сродни  встрече с хорошим человеком, они настраивают что-то важное в вашей душе, делают взгляд чище.

Прошло чуть больше века с его дня рождения и десять лет со времени ухода художника. Судьба и творческий путь Василия Стригина оказались неразрывно связанными с жизнью нашего города, нашей природой, развитием Волгоградского союза художников. Он принадлежал к замечательному старшему поколению художников Волгоградского союза. На протяжении многих лет входил в правление, дважды (общей сложностью в течение  пяти лет) был председателем Союза. Пост председателя и депутата горсовета он использовал, чтобы улучшить положение художников. Простой,  доброжелательный, надежный, легкий в общении, скромный, сдержанный, честный, открытый к новому, искренний – таким его вспоминают сегодня самые разные люди, при этом лица их делаются светлее.

Василий Стригин родился в 1918 г. в селе Успенка Ольховской волости Царицынского уезда Саратовской губернии. С 1930 г. жил в Сталинграде, здесь он страстно увлекся искусством благодаря школьным урокам рисования. В 15-летнем возрасте поступил в Сталинградский художественный техникум. С пятого курса в 1939 г. был призван в армию. Прошел всю войну сначала пехотинцем, потом артиллеристом, воевал под Москвой, Ржевом, Вязьмой. Был ранен. Награжден  орденом Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». На фронте рисовал, писал этюды, издавал рукописный художественно-литературный журнал, часть выпусков которого чудом уцелела и хранилась художником до конца жизни. После войны вернулся в Сталинград, работал методистом в Доме народного творчества. Начал участвовать в выставках с 1952 г., с 1954 г. работал в мастерских Художественного фонда. Известно, что в этот период он много работал над крупными сюжетными полотнами, занимался графикой, книжной иллюстрацией. Работы было так много, что, как вспоминал художник, приходилось писать даже ночью.  В 1961 г. был принят в Союз художников.

Большая часть представленных на выставке произведений относится к этапу, с которым был связан первый крупный успех В. Стригина, участие в зональных и республиканских выставках. Прежде всего, это серия крупных гуашей, написанных на стройке ГЭС в 1959-1961 гг. Считается, что именно Стригину принадлежала идея создания небольшой творческой группы художников для запечатления всего хода грандиозного строительства. Команда поселилась на дебаркадере, стоявшем в районе Спартановки, оттуда художники каждый день ходили на стройку. Стригин увидел ее как завораживающе красивое и величественное зрелище. В этот период художник все реже обращается к масляным краскам и пишет гуашью и темперой, дающими  благородную небликующую поверхность. Гуаши писались им в 1-2 сеанса, одновременно он вел по три работы: при утреннем, дневном и вечернем освещении. Это индустриальные пейзажи с активным включением сцен работы людей («Шлюз», «Обеденный перерыв», «Водосброс», 1960). Фигуры строителей выглядят крошечными на фоне громад конструкций, но их действия решительны и отважны: они балансируют на высоте, работают ночью, управляют сложными механизмами. Открытый, разомкнутый характер композиции дает представление о том, что изображенное – лишь часть огромной панорамы. Точность найденных композиций рождает ощущение огромной энергетики происходящего и абсолютной естественности жизни здесь людей. Кажется, мы ощущаем на себе горячий солнечный свет, брызги воды, воздух, наполненный строительной пылью («Нижний бьеф»).

Работы Стригина рубежа 50-60-х гг. – совершенное выражение духа эпохи оттепели, с ее прекрасными надеждами на очищение от фальши, веру в неуклонный прогресс, дружбу, в человеческие возможности. Но это не плакатные схемы, приметы «сурового» стиля Стригин обогащает интонациями, эмоциями, душевной теплотой.

В работах Стригина сочетаются внимание ко множеству особенностей света и движения, чем достигается точность передачи состояния мира – и в то же время интеллектуальное начало, обострение, концентрация впечатлений. Оттого даже его быстро написанные этюды производят впечатление монументальных. Работы Стригина и сегодня смотрятся современно, «успевая» за все ускоряющимся восприятием. Значительное  в них не противоречит обыденному («В обеденный перерыв»). Так же и в жизни – у художников его поколения хватало душевных сил, мудрости для разговора с другом, семейных встреч, поездок на природу, что не исключало решения масштабных серьезных задач.

Человечность, несуетность, родство большого и малого – ценнейшие качества искусства Стригина. Индустриальный  пейзаж стал для него одной из любимых тем («Ночь морозная. ТЭЦ. Снег выпал», 1963). Здесь сохраняется (сегодня такое трудно пережить) острое чувство удивления перед переменами мира и понимание нового единства человека и измененного им ландшафта. Это пространство обжитое и доброжелательное по отношению к человеку.

Множество пленэрных пейзажей Стригин привозил из частых поездок по нашей области, писал донские степи, Хопер. Начиная с 1960 г. вместе с волгоградскими художниками Б. Осиковым, Ф. Калашниковым, В. Ситниковым Василий Васильевич предпринял несколько путешествий в верховья Волги. Они были в старых русских городах: Ярославле, Кинешме, Куйбышеве, Козельске, писали пейзажи, портреты волгарей. Во время такой поездки была создана работа «Сплавщики леса» (1963 г.). Здесь находит развитие широкое, решительное, темпераментное письмо, найденное в ГЭСовской серии. В.В. Стригин не делал портретов на заказ, писал только тех, в ком видел внутреннюю красоту, подлинное («Механик теплохода Селенга», 1965; «Третий помощник механика теплохода Горбачев», 1966). За время сеансов успевал узнать их, помнил потом каждого из своих героев, его имя, характер.

Еще одной вершиной в творчестве Стригина стала серия, посвященная Волгограду. Она также имела большой успех на зональной выставке «Большая Волга». Сегодня зритель может увидеть три шедевра, исполненные подлинной нежности: «Сталинград Южный» (1960), «Утро завода» (1961), «Улица Советская» (1970). Здесь автор достигает высочайшего живописного синтеза. В них нет особенных архитектурных красот, величественных ансамблей, но есть любовный взгляд, понимание внутренней жизни единого организма города, узнаваемый дух места. Ритмы передают энергетику повседневной жизни: вот транспорт, спешащие пешеходы, заводские дымы, раскачивающиеся провода – при этом все составляющие пейзажа объединены подвижной атмосферой, ласковым светом.

Искусство В.В. Стригина развивалось в русле социалистического реализма, не обнаруживая его давления. Его персонажи – идеальные герои советского проекта, строящие общее благо, прекрасную жизнь для будущих поколений.

Первая персональная выставка Стригина состоялась, когда тому было уже 70 лет. В 2000 г. работы В.В. Стригина экспонировались в Мадридской Академии художеств, его чествовали на открытии выставки. Сегодня работы В.В. Стригина востребованы на мировом художественном рынке. Его картины разошлось по музейным и частным собраниям в России, Англии, Франции, Испании, Японии, Австрии, многие вещи мастер дарил тем, в кого верил, часть живописных работ вместе с библиотекой он передал в конце жизни в родное село. Прожил 90 лет, был счастлив в семейной жизни. Такая простая правильная жизнь.

Выставка продлится до 19 августа.

Музей Машкова.

 

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/07/vasilij-strigin-prostaya-pravilnaya-zhizn-566x800.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/07/vasilij-strigin-prostaya-pravilnaya-zhizn-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и Культура22 июля в 17.00 в Музее Машкова (пр. Ленина, 21) состоится открытие выставки «Василий Стригин. Простая правильная жизнь. К 100-летию художника. Живопись и графика из собрания ВМИИ». Выставка продолжает серию монографических экспозиций в рамках проекта «Первая улица Мира», ставшего победителем грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Они знакомят...Культура и общественная жизнь Волгоградской области