9 августа 2022 года не стало известного русского музыканта, основателя Волгоградского ансамбля старинной музыки «Конкордия», заслуженного деятеля искусств России Михаила Николаевича Рубцова. Ему было 66 лет.

Хоровой дирижер Михаил Рубцов родился в 1956 году в Сталинграде, в семье сталинградских интеллигентов – коренных царицан, жителей города, за столетие не раз  менявшего свое название – от Царицына до Сталинграда и Волгограда. Здесь Михаил окончил  Волгоградское училище искусств по классу хорового дирижирования. И в 1975 году поступил в Ленинградскую консерваторию на ту же специальность.

Царицынское воспитание в семье определило интересы молодого музыканта: история Российской империи, религиозные основы имперской культуры, почитание монархического государственного устройства, вокальная музыка последнего имперского периода – конца XIX – начала XX века, русская духовная музыка. Во время учебы в консерватории студент Рубцов подрабатывал пением в церковном хоре и настройкой фортепиано. В старых петербургских домах за настройку инструмента ему нередко платили старинными нотами и книгами по музыкальному воспитанию, изданными еще  в дореволюционной России. В советское время эта музыка уже не исполнялась, а для Михаила была настоящим сокровищем, которое он нашел и открыл, как бесценный клад.

В советском вузе, которым была в то время Ленинградская консерватория, пение в церковном хоре не приветствовалось, у студента, влюбленного в духовную музыку, начались сложности, вплоть до исключения. Когда же он восстановился в консерватории, то судьба его вознаградила – последний курс он проходил в классе выдающегося хорового дирижера, художественного руководителя Ленинградской хоровой капеллы Владислава Чернушенко.

Вернувшись в родной город после окончания консерватории, Михаил Рубцов в 1981 году создал в ДК им. Гагарина женский вокальный ансамбль «Конкордия» (в переводе с латинского – «Согласие»), названный в честь первого в Царицыне театра-сада «Конкордия». И обратился  к той нотной литературе, которую начал собирать в Ленинграде, – старинным песням и романсам, детским игровым потешкам и колыбельным, духовным стихам и колядкам, духовным сочинениям русских композиторов XVIII—XX веков, государственным гимнам Российской империи. Созданный Рубцовым впоследствии Духовно-певческий центр «Конкордия» обладал уникальной коллекцией старинных нотных сборников для бытового музицирования, учебных пособий для музыкального воспитания дома, в гимназии и Смольном институте благородных девиц. Эта коллекция стала основой репертуара ансамбля «Конкордия».

Первая же программа «Русский музыкальный салон пушкинской поры», показанная в 1981 году, стала ошеломляющим открытием для слушателя. На сцене возник образ культурного русского дома, городского и усадебного, — образ утраченной благородной красоты, которая оказалась не только живой, но и остро необходимой в конце XX века, после шестидесяти с лишним лет духовного и культурного опрощения.

Рубцову удалось воссоздать и манеры воспитанной девушки XIX века, и само звучание женского хора, не похожее на хоровой стиль советского времени. К этому звучанию музыкант пришел, изучая певческие традиции Петербургской Придворной хоровой капеллы и записи эмигрантских хоров русского зарубежья.

Поиск репертуара продолжался в каждой гастрольной поездке ансамбля. Крупной находкой стала «Трехголосная литургия» великого русского композитора XVIII — начала XIX века Д. Бортнянского, обнаруженная в 1982 году в Пскове. В исполнении «Конкордии» это сочинение впервые прозвучало на концертной эстраде. В 1983 году М. Рубцов открыл для слушателя еще одно гениальное сочинение — «Детскую литургию» П. Чеснокова. Сестра покойного композитора подарила М. Рубцову ноты никогда не звучавшего произведения, и «Конкордия» стала его первым исполнителем.

В 1987 году ансамбль дал благотворительный концерт в разрушенном Городищенском храме неподалеку от Волгограда. Это стало знаковым событием для нашего края накануне 1000-летия Крещения Руси — символом возвращения к отвергнутым когда-то духовным ценностям.

В 1989 году Михаил Рубцов основал первую в России духовно-певческую школу «Конкордия», где преподавание велось на основе принципов музыкального воспитания в дореволюционной русской гимназии. Из выпускниц школы был создан ансамбль «Малая Конкордия», выступавший вместе со взрослой «Конкордией». Воспитанницей первого выпуска была юная Нина Стукановская, которая в скором времени станет артисткой «Конкордии», а потом – супругой Михаила Николаевича. Свою единственную дочь они назвали Конкордией.

Помню, как примерно в это же время «Конкордию» пригласили выступить в актовом зале Волгоградского обкома партии. Факт сам по себе удивительный. Но еще удивительнее было то, что набился полный зал, и когда «Конкордия» под управлением Рубцова запела гимн «Боже, царя храни», зал встал.

Традиционными для «Конкордии» стали экспедиции за музыкальным материалом по городам Поволжья. Ноты из старинных усадеб, предметы быта и музыкальные инструменты конца XIX — начала XX века — все это собиралось в таких поездках. С тех пор в каждой программе ансамбля появляется образ бонны — классной наставницы в подлинном платье XIX века, с настоящим школьным колокольчиком в руке.

Открытиями для российского слушателя были такие программы «Конкордии», как концерты-монографии «Д. С. Бортнянский» и «Князь А. Ф. Львов», программы «Придворные концерты Бортнянского» и «Бахчисарайский фонтан» А. Аренского, чинопоследования «Венчание Придворного Обихода» и «Панихида Придворного Обихода».

В это бурное время начала 1990-х, когда в Волгограде появились меценаты, Рубцов стал с их помощью проводить в Доме офицеров «Шереметевские хоровые ассамблеи» – в память о хоровой капелле графа П.Б. Шереметева в Петербурге, основанной в 50-х годах XVIII века. Это были роскошные хоровые концерты в переполненном зале, где люди стояли в проходах, а на сцену выходили потомок тех самых Шереметевых, руководитель Русской консерватории в Париже граф Петр Петрович Шереметев, Петербургская хоровая капелла во главе с учителем Рубцова Владиславом Чернушенко, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и другие известные музыканты.

У «Конкордии» основной формой концертных программ стало хоровое представление — синтез музыки, литературы и театра. Этот новаторский принцип получил яркое воплощение в программах «Учительная музыка», «Дитя-певец», «Последние песни Российской империи», «Дворянское гнездо», в поставленных ученицей М. Рубцова Ниной Стукановской программах «Душа эмигранта», «Песенки Вертинского», «Голос и Логос», а также в цикле программ М. Рубцова, посвященных культуре дореволюционного Царицына: «Журфикс у «Конкордии», «Театр-сад «Конкордия». 1906 год», «Царицын от Рождества до Крещения», «Суаре в старом Царицыне — городе, которого нет». В 2011 году к 30-летию ансамбля Рубцов создал итоговую программу царицынского цикла «Снился мне сад…».

Михаил Рубцов многократно становился лауреатом международных фестивалей православной музыки в Москве, Минске и Плесе, российско-американского фестиваля «Пробуждение», «Невских хоровых ассамблей». В 1992 году стал первым победителем регионального конкурса «Провинциальная муза» (впоследствии – «Царицынская муза»). Был награжден почетным знаком «Хранитель традиций».

В 2016-2017 годах на Волгоград обрушилось такое разрушительное явление, как «оптимизация», имевшее катастрофические последствия для всех сфер общественной жизни региона – от медицины до культуры. Городские чиновники «оптимизировали» и Духовно-певческий центр «Конкордия» Михаила Рубцова, куда входили ансамбли «Конкордия» и «Малая Конкордия» и духовно-певческая школа «Конкордия». Центр ликвидировали, помещение отобрали, школу слили с одной из обычных музыкальных школ, а ансамбль старинной музыки «Конкордия» перебросили в «Волгоградконцерт» на мизерное финансирование. Возможно, именно этот удар со стороны города, для которого Михаил Рубцов сделал так много, привел к тяжелой болезни, от которой Михаил Николаевич страдал в последние годы.

Руководителем ансамбля стала Нина Стукановская, которая окончила Волгоградский институт искусств и культуры по классу хорового дирижирования у Михаила Рубцова. Там же сейчас учится и будущий хоровой дирижер Конкордия Рубцова. Недавно Диша, как зовут ее дома, дебютировала как дирижер в дни открытия волгоградского собора Александра Невского, выступив с «Конкордией» на площади перед собором.

Михаил Николаевич был очень верен в дружбе, дружил десятилетиями и никогда не изменял своим друзьям. Вот они на фото с Мишей в обнимку – основатель «Царицынской музы» Анатолий Карман и художник Владислав Коваль, создавший символику «Конкордии» и «Царицынской музы». А за неделю до своего ухода Миша поздравил автора этих строк с днем рождения…

Гордость, слезы, печаль. И звучащий в душе нерукотворный хоровой памятник, воздвигнутый Михаилом Рубцовым в музыкальной культуре России.

Татьяна Данилова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/08/Рубцов-550x800.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/08/Рубцов-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и Культура9 августа 2022 года не стало известного русского музыканта, основателя Волгоградского ансамбля старинной музыки «Конкордия», заслуженного деятеля искусств России Михаила Николаевича Рубцова. Ему было 66 лет. Хоровой дирижер Михаил Рубцов родился в 1956 году в Сталинграде, в семье сталинградских интеллигентов – коренных царицан, жителей города, за столетие не раз  менявшего...Культура и общественная жизнь Волгоградской области