Волгоградская поэтесса Светлана Павлова любезно предоставила нам свой материал об истории создания мемориала на Мамаевом кургане, подготовленный для Общественного телевидения России (ОТР).

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Павлова. Я родилась и живу, как и три предыдущих поколения нашей семьи, в Волгограде. Городе, известном всему миру под именем «Сталинград» в связи с самым грандиозным сражением прошлого века во время второй мировой войны. В её ходе именно наш город первым был назван городом-героем.

Сведения о Сталинградском сражении можно найти в бесчисленных и печатных, и электронных источниках, а его символом для всех поколений является мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане, о котором и хочу вам рассказать.

Во все времена место это было сакральным, связанным с энергиями Солнца, Войны и Духа. Оно хранит в себе артефакты и захоронения ещё времен сарматов и Золотой Орды. До Великой Отечественной войны горожане называли его просто бугром, а добавление «Мамаев» связано, по одной из версий, с татарским полководцем Мамаем, а по другой – происходит от татарского слова, обозначающего возвышенность.

Наименование Кургана это место обрело с периода восстановления Сталинграда из руин, глядя на которые в 1943 году, бывший американский посол в СССР Джозеф Дэвис назвал их «мёртвым городом». Так и было после продолжавшихся здесь в течение двухсот дней уличных боёв, которые вела 62-я армия под командованием генерала Чуйкова, похороненного, по его завещанию, здесь же, на Кургане.

Общее число погибших со стороны Советского Союза за время битвы на Волге по официальным данным – свыше 1 миллиона 200 тысяч человек. После завершения боёв останки воинов обеих армий и мирных жителей повсюду лежали слоями, и их массовое захоронение стало происходить на этой высоте, названной в военных сводках «Высотой 102», а после битвы – «главной высотой России». И уже через месяц после освобождения Сталинграда здесь поставили первый памятный обелиск – 10-тиметровую стелу в память о павших героях.

Кадр из фильма А. Чапмен «Родина – Мать. Строительство Мамаевого кургана»Кадр из фильма А. Чапмен «Родина – Мать. Строительство Мамаевого кургана» (загрузка на Youtube 01.12.2011 г. https://www.youtube.com/watch?v=iP2YiKVABIo)

С 1943 года и до завершения войны в Главное архитектурное управление страны и лично главнокомандующему Иосифу Сталину шли предложения и проекты создания памятника геройской славы и немыслимых страданий в Сталинграде от продолжавших войну рядовых красноармейцев, от советских и зарубежных архитекторов и скульпторов. Но только в мае 1959 года начал воплощаться проект, автором которого стал Евгений Вучетич, к тому времени уже поставивший в Трептов-парке Берлина статую воина-освободителя.

С 1943 года и до завершения войны в Главное архитектурное управление страны и лично главнокомандующему Иосифу Сталину шли предложения и проекты создания памятника геройской славы и немыслимых страданий в Сталинграде от продолжавших войну рядовых красноармейцев, от советских и зарубежных архитекторов и скульпторов. Но только в мае 1959 года начал воплощаться проект, автором которого стал Евгений Вучетич, к тому времени уже поставивший в Трептов-парке Берлина статую воина-освободителя.

Постановлением Совета министров РСФСР в 1958 году работы над проектом мемориала и его воплощение были поручены организациям «Сталинградпроект» и «Сталинградгидрострой», который также был и застройщиком Волжской ГЭС. Главным руководителем большого коллектива скульпторов, архитекторов и инженеров был назначен Е.В. Вучетич, а военным консультантом — Маршал Советского Союза В.И. Чуйков.

Грандиозная работа по строительству памятника-ансамбля вместе с восстановлением самого города, в которой участвовала вся Советская страна, требовала огромных ресурсов материальных и человеческих, новых идей и технических решений. И, в частности, поэтому здесь, на Кургане, впервые в мировой истории все скульптуры и архитектурные объекты стали возводить из бетона, круглосуточно подававшегося на стройку специально организованным почасовым графиком движения грузовиков от городского бетонного завода.

Скульптура Родина мать в городе-герое Волгограде

На торжественном открытии мемориального комплекса в октябре 1967 года Евгений Вучетич сказал:

«… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине.

Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма… Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Мамаев курган и Родина МатьВесь комплекс «Героям Сталинградской битвы» является уникальным скульптурно-архитектурным ансамблем и инженерным сооружением, связанным общим замыслом и идеей, созданным в целостности с природным ландшафтом и парковым комплексом, и относится к числу наиболее посещаемых сейчас подобных мест в России. А в 2008 году по итогам всероссийского голосования Мамаев курган вошел в число семи чудес России.

Мемориал общей протяжённостью от подножия до вершины холма 1,5 километра, композиционно составлен из архитектурных звеньев, как бы нанизанных на общую ось. Друг за другом один уровень сменяется другим, по мере подъёма появляются все новые составляющие композиции. По замыслу авторов, комплекс раскрывается перед зрителем постепенно.

Поднимаясь от подножия кургана со стороны центральной магистрали города – проспекта имени Ленина – к его вершине по гранитным ступеням лестниц с общим числом в 200 ступеней (по числу дней и ночей Сталинградской битвы), мы символически повторяем трагический и великий путь защитников города.

Уже нам в трагические дни 2013-2014 годов, к сожалению, довелось пережить шок от прогремевших взрывов террористических актов. Что же испытали здесь люди в условиях 135 дней и ночей не прекращавшихся бомбёжек, обстрелов и рукопашных боёв?

Историко-мемориальный комплекс начинается с многофигурной большой скульптуры «Память поколений»

Скульптура «Память поколений»Мемориальная стела на Мамаевом курганеНа ней вдоль каменной полуразрушенной стены в скорбном молчании движутся люди. Впереди – мужчина с девочкой, несущей скромный букет цветов. Рукой, простертой в сторону кургана, он как бы указывает путь остальным. По другую сторону женщина с дубовой ветвью – символом вечной славы.

Здесь же, на входной площади, расположены тумбы со священной землёй городов-героев СССР и мемориальная стела с словами: Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

От входной площади первые семь маршей гранитной лестницы, поднимают нас на высоту 10 метров от проспекта Ленина к аллее пирамидальных тополей. На ступенях лестницы – слова, с которыми шли в бой защитники Сталинграда: «За нашу советскую Родину – СССР!» Эти слова начертаны также на медали «За оборону Сталинграда».

Монумент Родина Мать - ВолгоградВдоль аллеи протяжённостью 223 метра и шириной 10 метров, проложенной по гребню искусственной насыпи, словно замершие плечом к плечу в строю почётного караула солдаты, стоят величественные тополя, открывая масштабную перспективу следующих монументов Мамаева Кургана.

Очередные 3 марша гранитной лестницы за Аллеей тополей приводят к площади «Стоявших насмерть», где в центре расположен круглый водный бассейн с монументальной (высотой – 16,5 метров) однофигурной скульптурой «Стоять насмерть!».

Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. В одной руке защитника зажата граната, другая держит наготове автомат. Каждый мускул напряжен до предела. Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В. И. Чуйкова.

Солдат-воин защитник СталинградаПо словам Евгения Вучетича, «это – аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы».

На скальном основании монумента лозунги: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти». С этими словами солдаты шли в бой, такими надписями они покрывали стены обороняемых зданий.

Когда мы стоим рядом, эта мощная фигура закрывает собой скульптуру Родины-матери так же, как закрывали собой оборонительные рубежи красноармейцы Великой Отечественной войны.

От фигуры Защитника Сталинграда проходим следующие 5 маршей гранитной лестницы между двумя памятными стенами-руинами, поставленными под углом друг другу и сходящимися в перспективе. Это символ стен города, разрушенных обстрелами, бесчисленными бомбежками, выщербленных прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетелей яростных боев зимы 1942-43 годов.

Памятные стены-руины Родина МатьСтены почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из них рельефно выступают фигуры людей. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки Совинформбюро, передавая общий дух Сталинградской битвы и душевное состояние её участников.

Суть содержания левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Фигуры, изображенные здесь, более статичны, выполнены вертикальными линиями. Шинели и оружие, выложенные из блоков, как бы отпечатаны на поверхности стены. Бойцы с поднятыми вверх автоматами произносят священную клятву. Бойцы и стена – одно целое, один материал. Это образы героев, давших клятву ни на шаг не отступать назад. Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!..», «С нами миллионы людей…», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными»

Тема правой стороны – «Только вперед!» – отражена иным ритмом изображений. Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, стремление вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоем: ты и граната», «Только вперед!».

За стенами-руинами открывается следующая площадь — площадь Героев с огромным (размером 26,6 x 86 м) прямоугольным водным бассейном в центре. По замыслу авторов, зеркальная гладь воды в бассейне – символ Волги, неистребимости жизни, торжество победы над разрушением и смертью. Слева на площади — стена, напоминающая по форме развёрнутое знамя. Вдоль всей Стены-Знамени крупными рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» (Это слова писателя и фронтового корреспондента В. Гроссмана, к моменту сдачи памятника впавшего в немилость партийной верхушки, но Вучетич отстоял саму надпись, стерли только фамилию автора). Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м. Справа на Площади Героев шесть скульптур — Санитарка, Командир, Моряк, Знаменосец, «Выстояв, мы победили смерть» и «Крах фашизма», воплощают собой ключевые моменты сражений Великой Отечественной войны.

Монумент на Мамаевом курганеПрямо по фронту площади Героев находится большая подпорная стена-колумбарий с резаным рисунком композиции на тему героической борьбы советских воинов и торжества победы над захватчиками, на которой закреплена мемориальная плита с надписью: «Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с обращением трудящихся города-героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть — 9 мая 2045 года в день 100-летия победы над фашистской Германией».

Зал Воинской СлавыС площади Героев через вход, напоминающий блиндаж, попадаем в Зал Воинской славы. Снаружи он выглядит, как цилиндрическое здание, диаметром 40 м, высотой стен 13,5 м. Внутри на стенах на фоне красных мозаичных знамён —бесконечные списки имён погибших защитников Сталинграда, среди которых до сих пор люди находят своих близких. В центре зала под круглым проёмом крыши поднятая рука держит факел Вечного огня, зажженного в их память.

В этом круглом зале всегда звучит мелодия «Грёз» Шумана, несет вахту почётный караул, лежат цветы, — и смесь очень сильных чувств захватывает до слёз. Невероятная скорбь, непередаваемая гордость. Сюда стоит прийти ночью, когда отблески Вечного огня пляшут на выложенных стеклянной плиткой стенах — то ли пламя пожаров 1942-го, то ли уютное тепло домашнего очага, к которому все эти люди так и не смогли вернуться.

Площадь скорбиПандус зала Воинской Славы ведет к выходу на площадь Скорби. В противоположном углу площади, как бы в противовес залу Славы, расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери, в безграничной скорби склонившейся над телом погибшего сына. Это – собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких – сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним – всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей.

У основания монумента располагается небольшой бассейн – Озеро слёз. Гранитными плитами в Озере слёз образована дорожка, по которой можно попасть к подножью монумента скорбящей матери, возложить цветы.

Справа от скульптуры скорбящей матери находится гранитная плита-надгробие могилы Неизвестного солдата, посвященной всем неизвестным героям, похороненным в большой братской могиле Мамаева кургана – в холме-кургане под монументом Родина-мать.

Здесь находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командующего 62-й армии В.И. Чуйкова.

В 2005 году на территории комплекса построили Храм всех святых, на том месте, где в годы войны находилась вершина Мамаева кургана.

Воинское мемориальное кладбище на территории комплекса отражает часть реального количества похороненных здесь солдат.

Залитое в гранит Озеро слез, Стены-руины, Площадь Героев с шестью скульптурами — Санитарка, Командир, Моряк, Знаменосец, «Выстояв, мы победили смерть» и «Крах фашизма», далее — монументальный рельеф с изображениями победителей и побежденных, Зал воинской славы, площадь Скорби…— Всё это как увертюра, задающая нужный тон центральной части художественного ансамбля.

От площади Скорби пандус ведет на вершину кургана к основанию главного монумента «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в толще холма, под ногами Родины-матери перезахоронены останки по приблизительным подсчетам 34505 воинов — защитников Сталинграда. Здесь же лежат 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Уникальная скульптура женщины, поднявшей меч и призывающей к защите родной землиПри создании мемориала ради равновесия всего ансамбля была отчасти нарушена историческая достоверность – в годы войны вершина холма находилась там, где сейчас стоит Храм Всех Святых, то есть в 200 метрах от нынешней вершины. Изменения в «конструкции» холма были необходимы для установки гигантского главного памятника. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров, куда уложили 150 тысяч тонн земли. И на этой самой вершине стоит колоссальная, уникальная скульптура женщины, поднявшей меч и призывающей к защите родной земли.

После того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет», образ Родины-матери стал одним из главных и ярких образов советской пропаганды.

Родина-Мать зовет!Скульптура на Мамаевом кургане является продолжением этой темы, хотя в её облике, кроме русского мощного порыва к противостоянию и преодолению смерти во имя защиты родной земли, также можно найти черты и образа античной богини победы Ники Самофракийской, и фигуры «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже. И черты лица, и сама фигура – также собирательный образ, захватывающий нас мощью уверенности в своих силах и правоте борьбы с захватчиками.

В этой фигуре поражают не только размеры, которые в 30 раз превышают средние человеческие и составляют 85 м высоты и 8000 тонн веса, стоящие на основании, скрытом на 16 м в глубину, без креплений, под собственным весом. На время открытия памятника-ансамбля она вообще была самой высокой скульптурой на Земле, что и зарегистрировала книга рекордов Гиннеса.

Дело в том, что композиция скульптуры «Родина-мать» не имеет аналогов даже среди современных самых высоких статуй мира, в число которых она входит. Все прочие фигуры – и статуя Свободы в Америке, и фигура Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, и Пётр Первый в Санкт-Петербурге, и самые высокие статуи богов имеют статичную, максимально простую позу, поскольку подобные конструкции в условиях ветров, перепадов температуры и влажности всегда испытывают колоссальную силовую нагрузку.

Сравнение самых высоких статуй мира

Наша Родина-мать имеет не статичную, ровную конфигурацию, а мощный динамичный разворот вокруг своей оси, с высоко поднятым 30-тиметровым мечом, вольным размахом обеих рук и развевающимися концами одежды, похожими на 2 крыла, которые одновременно выполняют функцию балансировки и уравновешивания всей фигуры.

Сравнение самых высоких статуй мираНесмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: летом, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером — светлая, освещённая лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне тёмно-синего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом, видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки километров.

Все части соединены внутри между собой более чем сотней стальных канатов, и мышц, и нервов одновременно, натянутых ярусами, вертикальными в туловище и горизонтальными в области рук с постоянно контролируемой нагрузкой в 60 тонн на каждый канат.

Кадр из фильма А. Чапмен «Родина – Мать. Строительство Мамаевого кургана»

(загрузка на Youtube 01.12.2011 г. https://www.youtube.com/watch?v= iP2YiKVABIo )

Сложнейший инженерный расчет устойчивости статуи делал целый коллектив во главе с доктором технических наук Николаем Никитиным, который рассчитывал устойчивость Останкинской телевизионной башни в Москве, – эти два грандиозных сооружения даже сданы были одновременно.

Необходимость наблюдения за состоянием этого выдающегося произведения монументального искусства дала в 1968 году в нашей стране начало профессии промышленного альпинизма.

Скульптура Родина Мать15 октября 2017 года исполнится 50 лет со дня открытия мемориала. В среднем, по данным статистики, за 1 год здесь бывает от 2 до 4 млн. человек (данные из фильма «Главная высота России» загрузка на Youtube 04.03.2014 г. https://www.youtube.com/watch?v=x6oyTLQp4K8), потому что он впечатляет всегда – в дни торжеств и в будни, при свете дня и в ночном освещении, поражая своим грандиозным размахом, возникающими чувствами проникновенной скорби и величия преодоления невозможного.

Приезжайте сюда и вы, – с родными и друзьями, особенно те, кто знает о Сталинграде по виртуальной игре Survarium и блокбастеру Федора Бондарчука.

Поднимитесь на эту высоту Мужества и кровью добытой Победы, услышьте голос Левитана в сводке Совинформбюро. Вглядитесь в лица барельефов и скульптур, прочтите имена, начертанные на красной и чёрной Стенах Памяти.

Вдохните воздух волжского простора, услышьте на этом Кургане, в котором «похоронена война» тишину и шепот листвы деревьев, выросших благодаря посадкам в память о погибших, – ведь каждое дерево здесь – тоже памятник! Как и берёзка, воспетая поэтессой Маргаритой Агашиной, росшая на Мамаевом кургане в память о погибших братьях Рыкуновых. О крепкой связи павших с миром живых пел и замечательный артист, поэт Владимир Высоцкий «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые!».

Поклонитесь этим могилам и поставьте свечи в храме Всех Святых, где молятся о защитниках всех времён и народов, поскольку по вере нашей – «У Бога все живы».

И это будет ваш личный, реальный и совершенно уникальный опыт памяти о войне и о тех, кто сохранил страну для нас, чтобы мы могли заново оценить и себя, и свою жизнь, потому что без памяти о прошлом невозможно будущее – и личное, и всей страны.

Светлана Павлова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/06e9c66e.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/06e9c66e-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и КультураМамаев курган,Родина мать,СталинградВолгоградская поэтесса Светлана Павлова любезно предоставила нам свой материал об истории создания мемориала на Мамаевом кургане, подготовленный для Общественного телевидения России (ОТР). Здравствуйте! Меня зовут Светлана Павлова. Я родилась и живу, как и три предыдущих поколения нашей семьи, в Волгограде. Городе, известном всему миру под именем «Сталинград» в связи с...Культура и общественная жизнь Волгоградской области