Церемония открытия выставки волгоградских пейзажистов состоится 19 июля в 17.00 в музее Машкова на пр. Ленина, 21.

Эта выставка, как и все настоящее,- о любви. Любви к родине, которую принято называть «малой», но которая и является главной, чувственно сокровенной, тщательно сберегаемой.  О любви, идущей из воспоминаний и ощущений детства, запахов и прикосновений, лучей и ослеплений. Нерассуждающее, невычислимое,  возникает  это чувство кровной принадлежности к месту, где довелось родиться, или повезло осуществиться.

Коллектив, состоящий из четырех авторов, сплотился благодаря общей увлеченности гражданской идеей. «Задача нашего проекта «Край наш родной», – говорят художники, – показать красоту родного края, историю, которая уходит в небытие. Ещё каких-то 5-10 лет – и совсем не останется деревень с домами, крытыми соломой. Уйдёт дух «седой старины».

Павел Аразов (р.1937), Сергей Пелихов (р.1992), Владимир Рахлеев (р.1937) и Владимир Шолох (р.1952) на протяжении многих лет активно собирали натурный материал в совместных поездках по городам и селам Волгоградской области. Увлеченно открывали новые для себя темы, сюжеты. Сотни этюдов, зарисовок, набросков разных лет (преимущественно с 2001 по 2019 гг.) нашли воплощение в ста живописных полотнах, представленных на выставке.

Естественная среда родных мест для наших художников явилась источником вдохновения, принесла радость творчества, через созерцание нерукотворной красоты привела к философскому осмыслению сущности бытия.

Все четверо произросли из волгоградской земли: Шолох, Рахлеев и Пелихов  – автохтоны, Аразов – родственник по призванию. Парни учились  в местных школах, становились профессиональными художниками, активными членами Волгоградской организации Союза художников РФ. Они знают, как выглядят здесь времена года, как пахнет ветер с Волги. Их тело помнит ощущения быстрого течения Хопра, Бузулука  и Дона, ледяных подводных ключей, прикосновения водных змей. Их жизненная повседневность – будничная и радостная одновременно. Узнавание «своего» на вкус, запах и цвет, распознавание «чужого». Особенным личностным звучанием отличаются пейзажи наших мастеров: «Солнце в балку проникло», 2018, «Идет ливень», 2018 С. Пелихова; «Серый день в парке Гагарина», 2008, «Парк далекого детства», 2013, «Ранняя весна на Волге», 2006 П. Аразова; «Ковыли над Доном», 2019, «Туманное утро», 2005 В. Рахлеева; «Цветы луговые», 2010, «Майский денёк», 2012 В. Шолоха.

В процессе освоения профессии им откроется понятие слова «пленэр»,  на этом вольном воздухе захочется запечатлеть все, что дорого, все, что не скажешь словом. Ощутить радость от открывшейся возможности завершить  впечатления художественным жестом: рисунком, живописным полотном, акварельным наброском, фотографией. Они помогают и нам увидеть  заново все однажды виденное, заставят пересмотреть пройденное, влюбиться в забытое.

Ветераны художественной жизни Волгограда и молодой человек родом из 90-х ощущают в качестве важной для себя темы воспоминание о войне («Дом ветерана войны», 2017, «Качалино. Памятник», 2015 В. Шолоха; «В небе над Волгой. Учения ВВС», 2019 П. Аразова). Им открываются небеса, где «Ангелы белые, чистые, светлые» (название картины В. Шолоха 2010 года). Они идут по своей  дороге к храму («Дорога к храму», 2019, «Храм Дмитрия Солунского, с. Меловатка», 2010, «Пещеры Свято-Троицкого монастыря», 2018 В. Рахлеева, «Колокольня в станице Качалинской», 2015 С. Пелихова; «Спасо-Преображенский женский монастырь», 2017; «Церковь в Голубинской», 2015, «Ерзовский храм», 2007 В. Шолоха). Стремятся запечатлеть умирающие казачьи станицы, уходящую красоту старинного быта («Казачье подворье х. Орлы», 2006, «Хата казаков Шуруповых», 1975 В. Рахлеева; «Трехсотлетний дуб в Каменно-Бродском Свято-Троицком мужском монастыре», 2017 П. Аразова; «У окраины хутора», 2019, «Осенний день в станице Перекопской», 2017 С. Пелихова, «Старый дом», 2002, произведения из серии «Тихая моя Родина», 2019 В. Шолоха).

У молодого Пелихова, пожалуй, острее прочитываются мотивы  ожидания, пред-чувствия,  преодоления, любопытства к жизни. У более продвинутых по возрастной шкале Шолоха, Рахлеева, Аразова ярче выражено ощущение со-чувствия, со-переживания «уходящей натуре». Преобладающая  интонация произведений, представленных на выставке,- негромкое раздумье, очарованность красотой природы. Взгляд сверху, всепринимающий и глубокий, взгляд снизу с земли взыскующий, вопрошающий. Наши авторы гармонизируют пространство, утИшают и утЕшают людские страсти.

В чуть сентиментальной романтике представленных произведений четырех художников нет места проклятиям и сожалениям, здесь лишь благодарность, поклон, любование.

Музей Машкова.

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/07/ocharovannyie-stranniki-zemli-volgogradskoj-566x800.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/07/ocharovannyie-stranniki-zemli-volgogradskoj-150x150.jpgЦарицынская музаНовости культурыЦеремония открытия выставки волгоградских пейзажистов состоится 19 июля в 17.00 в музее Машкова на пр. Ленина, 21.Эта выставка, как и все настоящее,- о любви. Любви к родине, которую принято называть «малой», но которая и является главной, чувственно сокровенной, тщательно сберегаемой.  О любви, идущей из воспоминаний и ощущений детства, запахов...Культура и общественная жизнь Волгоградской области