30 ноября художнику Владиславу Ковалю исполнилось 70 лет.

 

В жизни творца бывает событие, которое определяет весь его дальнейший художественный и человеческий путь. Таким судьбоносным событием в жизни заслуженного художника  России Владислава Эдуардовича Коваля стал его переезд в Волгоград еще в молодости.

Будущий художник родился во Владикавказе, потом с семьей переехал в город Волжский Волгоградской области. А повзрослев и став профессиональным художником, обосновался в Волгограде. И его пытливому художественному чутью постепенно стал открываться смысл географического и исторического положения Царицына-Сталинграда-Волгограда в междуречье Волги и Дона. Художнику удалось постичь и донести до людей сакральное значение для города и всей России этого перекрестья двух великих рек – донести в произведениях графики, живописи, геральдики и в многогранной общественной деятельности настоящего Гражданина с большой буквы.

Стремление создавать символы и знаки, постигать их эстетический и исторический смысл у мальчика проявилось еще в детстве вместе с желанием рисовать. Владислав, как и многие дети в советское время, собирал марки. Но, в отличие от других юных филателистов, он видел в них произведения искусства и сам пробовал создавать марки, рисуя целые серии миниатюрных почтовых композиций. Его первой самодельной серией были «Марки моего государства».

Как филателист, он также знал, что такое квартблок – блок из четырех марок, где композиции каждой из миниатюр, сложенные вместе, могли составить новый общий рисунок, и этот рисунок обладал уже большей степенью обобщения и большей глубиной смысла, чем каждая миниатюра в отдельности. Вот этот момент волшебного превращения отдельных самостоятельных изображений в новую целостную картину, вероятно, и стал основой будущего творческого метода художника.

Увлеченного мальчика привлекало также, что каждая миниатюра в квартблоке и весь квартблок рассказывали о каком-то значительном историческом событии с помощью символов – лаконичных и необычайно ёмких по содержанию. И сама марка была делом государственной важности – служила средством почтовых отправлений на всем пространстве огромной страны СССР.

Не удивительно, что после школы и службы в армии Владислав поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественно-технического оформления печатной продукции. И вскоре уже сотрудничал в жанре книжной иллюстрации, которая по лаконизму и ёмкости не уступает почтовой марке, с московскими издательствами «Малыш», «Детская литература», «Морфлот», «ДИЭСПО», а позднее и с издательствами Волгограда и других городов России.

И продолжал рисовать марки для себя. Одну из них со своим автопортретом он приклеил на конверт и отправил домой в Волжский. Не заметив шалости художника, марку проштемпелевали на почте, настолько искусно она была сделана, и письмо дошло. Уже на пятом курсе художник пришел с целой кучей таких конвертов в издательство «Марка» Министерства связи — и тут же получил заказ на почтовую марку к 70-летию Д. Д. Шостаковича. В день юбилея композитора, 25 сентября 1976 года, марка вышла в свет. В этот же день в Москве на Главпочтамте состоялось ее гашение, в котором принимал участие и сам автор. К тому времени он уже окончил институт и прямо с Главпочтамта отправился на вокзал. Его ждало Волго-Донское междуречье, чтобы наполнить его темами, идеями и неиссякаемой творческой энергией…

Вернувшись домой после окончания института, художник продолжил сотрудничество с почтовым ведомством. В композиторской серии у него вышли марки об А. Хачатуряне и Б. Асафьеве, в литературной — о С. Маршаке. Он выпустил серии марок «Флотоводцы России» и «Адмиралы России», серию к 150-летию первой марки в мире «Черный пенни», за которую получил благодарность от королевы Великобритании.

В дизайн почтовой марки Коваль внес много нового, отказавшись, прежде всего, от традиционной рамки, обрамлявшей рисунок, и расширив, таким образом, пространство почтовой миниатюры.

Не случайно именно Владиславу Ковалю доверили разработку первой стандартной марки России, которая понадобилась почтовому ведомству после распада СССР. На марке номиналом 20 копеек художник изобразил святого Георгия Победоносца, покровителя русского воинства, что было ново и непривычно для того времени. Выпуск этой марки состоялся в феврале 1992 года. Художник увидел в этом  знак свыше, связанный с подвигом Сталинграда, и рассказал об этом:

–  Февраль, Георгий Победоносец – это очень символично для нашего города, где именно в феврале выковались крылья Великой Победы!..

Потом Коваль будет на протяжении многих лет неустанно возвращать в художественный и общественный оборот отвергнутую в свое время символику Российской Империи и православной веры и говорить об этом, взывать к исторической памяти, напоминать о том, что история России – это единое целое, и нельзя вырывать из нее целые куски по идеологическим мотивам, а наоборот, нужно восстанавливать «разорванную связь времён».

Как обычно, художник еще до любого заказа сам начинал разработку переполнявших его художественных идей. Например, первую российскую марку он начал рисовать сразу же после путча 1991 года, когда понял, что Советского Союза скоро не станет, а снова будет Россия. Тогда в его разработках появилось изображение двуглавого орла, и вскоре этот знак  вернулся в российскую геральдику и стал государственным символом. Предвидение художника полностью оправдалось. Хотя свитер ручной вязки с двуглавым орлом на груди Коваль носил еще в советские времена, в том числе и на выступлениях по телевидению.

После создания первого почтового стандарта России Владислав Коваль больше не работал над официальными почтовыми знаками. Но честь первопроходца в этой области принадлежит ему – ведь теперь все стандарты российской марки выходят именно в его стилистике.

А он, как и в детстве, продолжал рисовать для себя миниатюры размером с почтовую марку, создавая прекрасные живописные мини-картины, сложные по композиции, цвету и поэтическому смыслу:  «Сон в камне», “Скачки”, “Зона”, «Возвращение домой», “Степь”, «Приглашение в полет».

Позднее с ним, как всегда, случилось некое малозаметное для постороннего глаза событие, благодаря которому совершилось еще одно волшебное превращение. В багетной мастерской ему попались на глаза обрезки больших рам для картин, и он попробовал сложить из них раму… вокруг написанной им миниатюрной картины! Получилось то, что впоследствии он назвал «ювелиризмом», – миниатюрная картина в крупноформатной раме. И в этом необычном направлении живописи у него уже появились последователи среди волгоградских художников.

В 70—90-е годы художник много работает и в книжной графике, сразу после института придя на работу в государственное издательство. Он оформил такие известные среди книголюбов издания, как сборники В. Хлебникова, Н. Гумилева и О. Мандельштама, проиллюстрировал множество книг местных писателей и популярную литературу от Хаггарда до Агаты Кристи. Работая в 1977-1999 годах главным художником Нижне-Волжского издательства, он поднял до столичного уровня волгоградскую книжную графику. Причем не раз становился волшебником, превращая неприглядный сор жизни в произведение искусства: например, для печати упомянутых поэтических сборников была выделена бросовая, чуть ли не оберточная бумага грязно-бурого цвета. Коваль тонировал ее под старину, и книжки поэтов Серебряного века превратились в маленькие раритеты «из прошлого времени».

Работа Коваля в живописи неразрывно связана у него не только с жанрами почтовой марки и знака, но и с книгой. Многие его портреты волгоградских писателей, написанные в крупном живописном формате, потом  перешли на обложки их книг – это, прежде всего, портрет писателей-фантастов Евгения и Любови Лукиных, получивший российскую известность. Портрет киноактера Петра Зайченко тоже знают далеко за пределами Волгограда, особенно по плакату актера с этим портретом.

В конце 80-х Коваль создал эмблему и плакат Волгоградского ансамбля старинной музыки «Конкордия», в которые вошли изображения колокола и подсвечника с тремя свечами. В 1988 году, накануне 100-летия Крещения Руси, в Волгограде было организовано местное отделение Советского фонда культуры, и Владислав Коваль был избран его первым председателем. Интерес к истории, вера, творчество и активная общественная позиция стали неотъемлемыми чертами его многогранной личности.

Страсть художника к символическому видению мира, к раскрытию глубоких и неожиданных смыслов в знаке, эмблеме, логотипе, гербе, ордене с годами сделала его классиком российской эмблематики, геральдики и ювелирного дела.

Среди разработанных им знаков – вся символика Волгоградского благотворительного фонда «Царицынская муза», включающая эмблемы фонда и Клуба творческого разнообразия «Музы Царицына», а также пять наград: орден «Царицынская муза», который вручается победителю «Музы» – Человеку года, Серебряный крест «Меценат», Золотой знак покровителя искусств, Серебряный знак покровителя искусств и Почетный знак «Царицынская муза». Эти награды в виде крестов разных форм и символов искусства, вписанных в круг, изготовленные волгоградскими ювелирами, красивы, изысканы и являются престижными знаками отличия для творческой интеллигенции и меценатов. А сам Владислав Коваль в 1999 году стал первым художником, завоевавшим титул «Человека года» по версии «Царицынской музы».

Благодаря огромной работоспособности и энергии художнику удалось создать десятки знаков для волгоградских предприятий, организаций и вузов, внося свою личную ноту в понимание красоты и высокого вкуса в разных слоях общества.

В жанре знака Владислав Коваль совершил и одно из главных дел своей жизни – разработал гербы всех городов и районных центров, а также многих поселений Волгоградской области. Эти гербы созданы в традициях российской геральдики, признаны Геральдическим советом при Президенте России и используются в практической деятельности на региональном, муниципальном и поселенческом уровне. Сегодня Владислав Коваль – один из ведущих геральдистов России, пользующийся непререкаемым авторитетом у специалистов и любителей геральдического знака.

Уникальность человеческой позиции Коваля проявляется во многом – в доброжелательном приятии Божьего мира, в его вере, которая воспринимается людьми как что-то естественное и соприродное этому художнику, его щедрая, расточительная доброта к людям, которых он обычно называет «родненькие мои». И еще в том, что общественная деятельность художника напрямую связана с его художественными открытиями. Укрепившись в вере, он воспринимает свои открытия как откровения свыше, и это пробуждает в нем такую энергию созидания и влияния на людей, которой подвластно намного больше, чем обычному человеку.

Открыв для себя тайну Волго-Донского междуречья, Коваль познал всю ее историческую и философскую глубину. Это сейчас на снимке из космоса мы легко можем увидеть скрещенье двух рек и тонкую ниточку Волго-Донского судоходного канала между ними. А в 80-е годы, когда такие снимки не были повседневностью, этот речной крест видел только Коваль и уже тогда думал о первом гербе Царицына в виде двух скрещенных рыб и об историческом прогнозе Петра Первого по соединению Волги и Дона, который был воплощен в гербе города в 1857 году. Так же, как и Петр, художник воспринимал скрещенье рек как косой андреевский крест, выбранный царем-преобразователем в качестве символа российского флота. И то, что Царицын-Сталинград-Волгоград благодаря каналу стал портом пяти морей и исполнил завет Петра, служит для художника постоянным источником вдохновения и новых идей. Одна из них – вернуть городу историческое имя и изначальный герб. Проект современного герба города художник создал давно, активно знакомил людей с этим проектом и приобрел немало единомышленников. И хотя официально ковалевский герб, полностью соответствующий канонам геральдики – в отличие от советского варианта, пока не утвержден, но уже используется в оформлении печатной продукции по инициативе творческой интеллигенции Волгограда.

Однажды журналист спросил у художника, почему он живет в Волгограде и не собирается куда-либо переезжать.

– Нравится тут жить только потому, что у меня есть цель. Цель – вернуть имя городу — Царицын. Заоблачная, но цель. А все мои цели рано или поздно свершаются, – ответил художник.

Его вера очень заразительна, и проповедь об исторических истоках города, осененных крестом двух великих рек, вдохновенна и убедительна.

И в знаке, и в  книжной иллюстрации, и в живописи, которой художник отдает много сил, Коваль создает свои миры в синтезе православной веры, философской мысли и поэтической метафоры. Его находки в жанре миниатюры превращаются в открытия в циклах больших картин. Когда-то он написал небольшой зимний пейзаж – свою первую студенческую работу по композиции. А через годы вписал этот белый пейзаж с черным домиком  в черный квадрат, цитирующий известную работу Казимира Малевича, и назвал эту работу «Белый квадрат». Спустя еще несколько лет, когда созрела идея написать цикл картин как единое живописное целое (подобно почтовому квартблоку), которое может трансформироваться в различные композиции, и даже оформилось название этого приема – Т-Арт (Трансформер-Арт), то в своем старом «Белом квадрате» художник увидел нарисованное черным по белому буквенное начертание слова… «т-Арт»!

Всероссийскую известность новое направление в живописи, открытое Ковалем, получило  в 2000 году на его большой персональной выставке в Москве, в Центральном Доме журналистов. Художник представил  трансформер «ВЕК», посвятив 12 составляющих его картин ушедшему в историю ХХ столетию. Темой монументального произведения стала судьба России в XX веке и ее место в мировой истории. Это как бы Россия в житии, пронизанном космическими и мистическими ритмами. Как и иконописцы, Коваль писал «ВЕК» темперой на доске (хотя это и была доска из ДВП). И подчеркивая, что цикл – это его личный взгляд на эпоху, частью которой был он сам, назвал этот трансформер своими инициалами, которыми всегда помечает живописные работы.

Трансформер Коваля – это большой роман в красках. Его можно долго рассматривать, «перечитывая» отдельные «главы», отходя подальше, чтобы охватить всё целое, и подходя поближе, чтобы рассмотреть детали. В цикле из четырех картин «Год» мастерская художника увидена сверху, как будто у нее нет потолка, и она медленно вращается в воображении зрителя, переходя от одного времени года к другому, от личного мира главного героя – художника к его трудам и свершениям. Те, кто бывал в этой мастерской, а по всей России таких людей очень много – от волгоградских друзей и поклонников до Никиты Михалкова и Никаса Сафронова, сразу узнают это уютное пространство  жизни и творчества. И даже не пространство, а поприще, потому что все главные свершения художника происходят именно здесь.

Вершиной новаторского жанра стал грандиозный трансформер «Твердь» из 24 картин, впервые показанный в Волгограде в 2010 году. В этой монументальной работе, занимающей целый зал, художник выстроил свой «внутренний храм», раскрыв личное понимание Библии от сотворения мира до Апокалипсиса. В центре композиции — лик Христа с Туринской плащаницы в окружении житийных сцен из Евангелия. Подобный замысел осуществлен впервые в истории русской живописи.

Мир Коваля целостен, как целостен для него мир Божий, где земное и небесное пронизывают друг друга. Это миросозерцание наглядно проявляется в «Сталинградской мадонне Курта Ройбера», посвященной картине немецкого врача, которая была написана в Сталинградском котле. По просьбе немцев художник сделал копию и для Германии.

У художника, кстати, была возможность уехать за рубеж. В начале 90-х, когда Коваль в составе группы волгоградских художников «Русская тройка» работал в Чехии, его картины там успешно продавались, и ему предлагали остаться на Западе. Но он вернулся в Россию и через несколько лет написал эпический трансформер «ВЕК».

Вся его кипучая разносторонняя деятельность кровно связана с родным городом. В 2011 году, опережая события, художник создает проект 250-рублевой купюры с изображением Волгограда — ведь нашего города-героя пока нет на российских денежных знаках.

В 2017 году книга Владислава Коваля “Мелодия почтовой миниатюры” завоевала серебряную медаль на международной филателистической выставке в Финляндии. О книге и своей стилистике почтовой марки художник рассказывал восхищенным читателям на пресс-конференции в Москве, на книжном фестивале “Красная площадь”, потом – на своем творческом вечере в Волгограде. Его проповедь о вере и красоте и их художественном воплощении в излюбленных ковалевских жанрах люди везде готовы слушать часами.

Недавно Владислав Эдуардович по заказу регионального комитета Мундиаля-2018 придумал эмблему чемпионата специально для Волгограда, поскольку матчи будут проходить и в Волгограде. В эмблеме Коваля волгоградскую часть мирового состязания символизируют две скрещенные рыбы, как и в его проекте герба города. На наших глазах вера художника в священный символ побеждает укоренившееся недоверие и предубеждение против этого перекрестья, и он снова говорит всем нам:

– Две перекрещенные рыбы — главные символы нашего города и нашего края. Это перекрестье Волги и Дона, а также символ раннего христианства. С божественным началом на эмблеме мы преодолеем любые преграды!

Татьяна Данилова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/11/Коваль-с-книгой-Мелодии-почтовой-миниатюры.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/11/Коваль-с-книгой-Мелодии-почтовой-миниатюры-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и Культура30 ноября художнику Владиславу Ковалю исполнилось 70 лет.   В жизни творца бывает событие, которое определяет весь его дальнейший художественный и человеческий путь. Таким судьбоносным событием в жизни заслуженного художника  России Владислава Эдуардовича Коваля стал его переезд в Волгоград еще в молодости. Будущий художник родился во Владикавказе, потом с семьей переехал в...Культура и общественная жизнь Волгоградской области