Показ советской военной картины “Радуга” (1943) в честь 80-летия Великой Победы

Киноклуб «Концепт» и креативный кластер «ИКРА» приглашают на показ выдающейся картины военных лет одного из самых талантливых и оригинальных режиссеров советского кинематографа Марка Семеновича Донского «РАДУГА» (1943), который состоится 4 МАЯ 2025 ГОДА В 15:00.
«Радуга», СССР, Киевская киностудия, 1943, 93 мин., 12+
Режиссер: Марк Донской
Автор сценария: Ванда Василевская
Оператор: Борис Монастырский
Композитор: Лев Шварц
Художник: Валентина Хмелёва
В ролях: Наталия Ужвий, Нина Алисова, Елена Тяпкина, Валентина Ивашёва, Ханс Клеринг, Антон Дунайский, Анна Лисянская, Витя Виноградов, Николай Братерский и др.
Премьера картины «Радуга» состоялась 24 января 1944 года.
В основу повести польской писательницы Ванды Василевской легла подлинная история партизанки Александры Дрейман, замученной немцами вместе с ее новорожденным сыном. В фильме, как и в повести, рассказаны события, относящиеся к 1941–1942 годам. Перед нами разворачивается трагическая история, произошедшая в оккупированном украинском селе Нова Лебедивка.В центре картины – колхозница Олена Костюк, воевавшая в рядах народных мстителей и вернувшаяся в родное село родить ребенка. По доносу односельчанки она попадает в плен к фашистам, требующим от нее выдачи партизан. Бесстрашная и стойкая женщина героически переносит все страшные пытки оккупантов и не выдает товарищей по борьбе.
Премии и награды
В ноябре 1943 года правительство Туркменистана «за плодотворную работу коллектива работников Киевской киностудии в период пребывания в Туркменской ССР и выдающуюся творческую деятельность в деле развития художественных кинофильмов» присвоила Марку Семёновичу Донскому звание Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР.
В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за успешную работу в области советской кинематографии дни Великой Отечественной войны и выпуск художественных кинокартин», были награждены создатели фильма «Радуга»:
- Наталья Ужвий за исполнение роли Олёны Костюк — Орденом Ленина,
- Нина Алисова за исполнение роли Пуси — Орденом Трудового Красного знамени,
- Монастырский Б. С., оператор картины — орденом Красной Звезды,
- Елена Тяпкина за исполнение роли Феодосии — орденом Красной Звезды.
В 1946 году Сталинская премия I степени была присвоена режиссёру фильма М. Донскому, исполнительнице роли Олёны Костюк актрисе Н. Ужвий и исполнительнице роли Пуси актрисе Н. Алисовой.
Картинга «Радуга» также получила международные призы:
Главный приз ассоциации кинокритиков США,
Высшая премия газеты «Daily News» «За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года»,
Приз Национального совета кинообозревателей США.
О съемках фильма
В годы Великой Отечественной войны в Туркменистан было эвакуировано немало работников культуры. В 1941 году в столицу страны переехала Киевская киностудия. К приезду коллектива украинских кинематографистов – режиссеров, актеров, операторов, композиторов, художников, обслуживающего персонала общей численностью почти шестьсот человек, в Ашхабаде был построен одноэтажный жилой дом. Для производственных целей украинским кинематографистам было передано зимнее помещение кинотеатра «КИМ».
Практически сразу все кинематографисты приступили к съемкам. Работали они в тесном содружестве со своими туркменскими коллегами – коллективом Ашхабадской киностудии.
Среди всех кинолент, снятых украинскими кинематографистами в Туркменистане, безусловно, самой мощной и талантливой считалась и считается до сих пор военная драма «Радуга», снятая режиссёром Марком Донским.
Фильм снимался в тяжелейших условиях военного времени. Предстояло снимать основные зимние сцены, а на дворе стояла ранняя весна. Пока решались производственные проблемы, процесс съемок затянулся до лета и встал вопрос о консервации фильма до будущей зимы. Все понимали, что это негативно скажется на всей дальнейшей работе над фильмом. И тогда художник-постановщик фильма Хмелёва предложила построить декорации «Зимнее село» на Ашхабадском стадионе.
В трехнедельный срок, вместо запланированных трех месяцев, под личным руководством Валентины Ивановны Хмелёвой, используя заменители снега – вату, солончаковую соль, добытую в окрестностях Ашхабада, сульфат, нафталин и рельеф стадиона – скамейки на трибунах, были построены декорации. Местные мастера стеклодувы создали сотни «ледяных сосулек». Съемки проходили на солнцепёке в 40-градусную жару! Закутанные в тулупы и меховые платки, актёры валились с ног от тепловых ударов.
О работе художника-постановщика Хмелёвой Марк Донской отозвался так: «Она доходила до виртуозности в смысле экономии материалов в военное время. Можно совершенно точно сказать, что если бы не острое видение темы, выдумка и совершенное знание профессии, мы не смогли бы провести съемки».
Интересные факты
Некоторые сцены снимали под Семипалатинском. Особенно массовые сцены, для которых привлекали работников соседнего колхоза, в основном эвакуированных украинок. Пережившие все ужасы оккупации, молодые колхозницы не могли спокойно смотреть даже на актеров, играющих немецких солдат, и часто набрасывались на них с кулаками, словно они были настоящими. Приходилось останавливать съемочный процесс, успокаивать артистов, разнимать дерущихся и залечивать полученные в потасовке раны.
Вопреки расхожему мнению, картина никогда не получала премии «Оскар», но тем не менее она была любима зрителями Америки, Англии, Дании, Франции и многих других европейских стран.
Фильм о войне был настолько сильным и впечатляющим, что американские военные после его просмотра шли записываться в добровольцы, а американский президент Рузвельт понял его без переводчика.
Этот фильм стал ориентиром для итальянских неореалистов в кинематографе, и в первые послевоенные годы их даже называли «радужниками».
Об исполнителях главных ролей
Когда Марку Донскому предложили экранизировать нашумевшую в то время повесть, он согласился не раздумывая. Зато довольно серьезно думала и долго не давала своего согласия исполнительница главной роли Наталия Ужвий. Ей, актрисе Театра имени Ивана Франко, который тогда находился в эвакуации в Семипалатинске, позвонил Донской и предложил сыграть главную роль. Тогда не было ни одного советского человека, который не прочитал бы повесть, и на первый взгляд воплотить перед камерой образ мужественной женщины для Ужвий показалось непосильной задачей, и она от роли отказалась. И согласилась только после настойчивых просьб режиссера.
Актриса Елена Тяпкина, исполняющая роль Федосьи, незадолго до съёмок получила «похоронку» на своего сына Глеба, ушедшего на фронт добровольцем. Друзья отговаривали её от этой роли, вполне разумно полагая, что Елена психически не выдержит эту муку. Но она согласилась только с одним условием – никаких репетиций и вторых дублей – просто не сможет. В самые ужасные моменты, когда актриса была готова всё бросить, Марк Донской повторял волшебное слово той эпохи (ныне основательно забытое) – «надо». И это «надо» было прежде всего народу, труженикам тыла и воинам на фронте.
Исполнитель роли деда Охапки Антон Дунайский по сценарию должен был выступать во время суда над нацистским старостой. Каких сил это стоило Дунайскому сложно представить, ведь вся актёрская группа знала, что семью Антона угнали в Германию. И этот несчастный человек накануне своего 50-летия был тотально одинок. Немцы лишили его всех родных ему людей.
Роль коменданта Вернера исполнил настоящий немец Ханс Клеринг. Он начал сниматься в отечественных фильмах еще в 1930-х годах, сыграл практически во всех военных фильмах Марка Донского, но именно в фильме «Радуга», по собственному признанию, исполнил одну из лучших своих ролей.
О РЕЖИССЕРЕ
Марк Семенович Донской (1901-1981)
Выдающийся советский кинорежиссер, снискавший международное признание и мировую славу. Общепризнанный гений за рубежом, названный «пророком кинематографа»
Народный артист РСФСР (1963).
Народный артист СССР (1966).
Герой Социалистического Труда (1971).
Лауреат трёх Сталинских (1941, 1946, 1948) и Государственной премии СССР (1968). Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился в Одессе в бедной еврейской семье. В детстве увлекался спортом и театром. В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, десять месяцев находился в плену у белых. После демобилизации Донской изучал клиническую психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе. Затем поступил в Крымский университет имени М.В.Фрунзе на правовое отделение гуманитарного факультета, получив диплом в 1925 году.
Параллельно повышал квалификацию в качестве стажера в адвокатской коллегии, Верховном суде и следственных органах УССР.
В ходе учебы Марка Донского увлекло литературное творчество. В 1925 году вышел в свет сборник его рассказов «Заключенные». Затем были изданы его пьеса «Заря свободы» и киносценарий «Последний оплот», с которым он и отправился покорять Москву.
В 1926 году Донской прибыл на Третью Московскую кинофабрику (ныне – киностудия «Мосфильм»). Там он познакомился с Виктором Шкловским – одним из первооткрывателей и видных специалистов русского формализма. Знаменитый сценарист писатель, литературовед, кинокритик и киновед помог молодому человеку устроиться на работу в сценарный отдел концерна. В 1927 году он был уже режиссером.
Марк Донской стал первым советским режиссером дубляжа. Его дебютная работа – картина английского режиссера Джеймса Уэйла «Человек-невидимка» (1933).
Марк Семенович прославился после выхода в широкий прокат его трилогии, экранизации романов Максима Горького «Детство» («Детство Горького», 1938), «Отрочество» («В людях», 1939) и «Юность» («Мои университеты», 1940). Первые две части эпопеи принесли Донскому высочайшую государственную награду – Сталинскую премию. Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового кинематографа. Итальянские неореалисты почитали Донского как своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности.
В самом начале Великой Отечественной войны Марк Донской был призван в армию. Все напряженные моменты он был специальным военным корреспондентом Центральной студии Главкинохроники. В 1942 году мастер вместе с Киевской студией был отправлен в эвакуацию в Ашхабад. В 1944 вышла снятая там картина «Радуга», а в 1945 – «Непокоренные». В основе этих фильмов лежали реальные события. Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине.
Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой «Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне. Главную роль великолепно исполнила Вера Марецкая.
В начале 1950-х Марк Донской впал в немилость к властям, из-за чего был сослан из столицы в Киев и проработал на местной киностудии до 1956 года, после чего получил возможность вернуться в Москву. Причиной раздора стала картина «Алитет уходит в горы» — экранизация одноименного романа Тихона Семушкина. Эта работа была признана «идеологически близорукой» и «аполитичной».
1957-й стал годом торжественного возвращения Марка Донского на киностудию имени Горького в качестве художественного руководителя и главного режиссера. Тогда мастер вновь обратился к творчеству одного из самых своих любимых писателей – Максима Горького. На этом этапе творчества он снял такие картины, как «Мать» (1955), «Фома Гордеев» (1959) и «Супруги Орловы» (1978), ставшей лебединой песней Марка Семеновича.
Интересные факты о режиссере:
Один из основоположников итальянского неореализма в кино, режиссер и сценарист Джузеппе де Сантис, утверждал, что Марк Донской своим творчеством оказал серьезное влияние на национальный кинематограф его страны и долгое время определял его направление. Будучи молодым итальянским журналистом, он писал после того, как увидел «Радугу»: «Всем, кто будет читать эти строки, мне хочется крикнуть: „Спешите смотреть „Радугу“! Это лучший из фильмов, появившихся на наших экранах с тех пор, как Италия, освободившись от фашистской диктатуры, стала получать иностранную кинопродукцию. Это шедевр, какой редко встречается».
Молодой французский кинокритик, мобилизованный на военную службу, вырвал здоровый зуб, чтобы получить увольнительную и попасть во Французскую синематеку на демонстрацию фильма Донского «Плачущая лошадь» (1957; оригинальное название «Дорогой ценой»). Этот фильм послужил созданию культа Донского среди молодых первооткрывателей французской «новой волны».
Легендарный режиссер Марк Семенович Донской, по воспоминаниям старейшего киноведа Волгоградской области Зои Абрамовны Финкельштейн, был одним из самых ярких и восторженно принимаемых представителей советской делегации на Первом международном кинофестивале антифашистского фильма в Волгограде (1975). Итальянская делегация во главе с самим Джузеппе де Сантисом имела уникальную возможность пообщаться со своим кумиром.
Режиссеры Григорий Чухрай и Юрий Швырев посвятили творчеству мастера свою совместную работу – фильм «Я научу вас мечтать» 1985 года выпуска.
Избранная фильмография
Супруги Орловы (1978)
Фома Гордеев (1959)
Дорогой ценой (1957)
Мать (1955)
Сельская учительница (1947)
Непокоренные (1945)
Радуга (1944)
Мои университеты (1939)
В людях (1938)
Детство Горького (1938)
Лучшее из написанного историками кино о Марке Донском:
Зоркая Н.М. Ослепляющая правда войны // Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. М., 2014. С. 556-569
Трофименков М. Радуга. История русского кино в 50 фильмах. Проект Михаила Трофименкова // https://www.kommersant.ru/doc/3096088
Марголит Е. Второй план в советском кино // https://seance.ru/articles/background-characters/?ysclid=ma0tg1i9up971260853
Возрастная категория: 12 +
Вход свободный
Контакты:
Киноклуб «Концепт»
https://vk.com/conceptkino






Добавить комментарий