Ансамбль старинной музыки «Конкордия» показал премьеру музыкального спектакля «Гамлет – Офелия» по мотивам трагедии У. Шекспира.

 

Премьера «Гамлета – Офелии» с аншлагом прошла 21 мая на сцене Камерного зала «Волгоградконцерта». Своеобразие спектакля не только в том, что все роли исполняют женщины – артистки ансамбля, но и в том, что он целиком авторский – написала либретто и музыку и поставила спектакль как режиссер Нина Стукановская, художественный руководитель и главный дирижер ансамбля. Консультировал постановку основатель «Конкордии», заслуженный деятель искусств России Михаил Рубцов.

– Нина Павловна, как возник замысел этого необычного спектакля?

– Я написала оперу «Гамлет» давно – в 2006 году и положила ее в стол. Она пролежала у меня долго, потому что, как сказал шекспировед Алексей Бартошевич: «Времена сейчас не гамлетовские». Тем не менее артистки «Конкордии» знали о моей опере и как-то то ли в шутку, то ли всерьез говорили мне: «Может, поставим женским составом?» Мне эта мысль казалась совершенно фантастической, потому что у Шекспира в «Гамлете» только три женские роли – Офелия, Гертруда и Королева в представлении. Это немудрено – все женские роли в шекспировском театре исполняли мужчины. Но тем не менее зерно творческого эксперимента было посеяно в моей душе. Я стала читать о женщинах, сыгравших роль Гамлета. Первой на это осмелилась великая Сара Бернар. «Раз Гамлета уже много раз играли женщины, то почему бы и другие роли не доверить женскому составу», – думала я. Мне захотелось посвятить спектакль Офелии. Одному из нежнейших женских образов Шекспира, который вместил всю девичью жизнь в какие-то 150 строк и наполнил их необыкновенной пронзительностью. Спектакль «Гамлет – Офелия» ограничивается временем жизни в трагедии Офелии. Это сократило оперу с 2 часов до 1 часа, что приблизило воплощение  идеи музыкального спектакля в жизнь.

– С чего началась работа над спектаклем?

– 2 июля 2018 года мы поздравляли двух артисток «Конкордии», родившихся в один день: Конкордию Рубцову с 15-летием, а Марию Бирюкову с 30-летием. Я вдруг поняла, увидев их рядом, что Маша вступила в возраст Гамлета, а Диша – в возраст Офелии. Так были определены исполнительницы главных ролей. Близость возраста исполнителей к возрасту героев Шекспира очень помогла.

Гамлет – Офелия. Они любили друг друга. Но вся их любовная история находится за пределами трагедии Шекспира. В самой трагедии Гамлет прощается с Офелией и занят решением надличных вопросов.

В процессе работы над постановкой меня мучил один вопрос, ответ на который (точнее, один из множества возможных вариантов ответа – как всё у Шекспира) стал ключом к режиссерскому решению. Вопрос такой: почему Офелия поступила с Гамлетом так подло? Почему она решилась на то, чтобы ее встречу с любимым подслушивали отец Полоний и король Клавдий?  Оправдание Офелии я нашла такое: она, вероятно, думала, что это самый быстрый путь к соединению с любимым, путь к свадьбе. Отец и Король услышат, как Гамлет ее любит, а в чувствах принца она не сомневалась и … счастливый финал любви.

– В программах «Конкордии», кроме артистов,  всегда «играли» и предметы, аксессуары…

– Именно поэтому появились в спектакле фата и свадебное платье. Фату давал Призрак Гамлету, когда говорил о предательстве Гертруды, заложив в Гамлете женоненавистничество. Фату отбрасывал Полоний – отец Офелии (Екатерина Сеньшина), когда предостерегал от неравных отношений дочь. И, наоборот, примерял фату, платье и корону, когда стал союзником Офелии в ее соединении с любимым человеком. В сцене сумасшествия Офелия появлялась в свадебном платье, даря зрителям кораблики из писем Гамлета, застрявшие в водорослях, и унося в конце круглую вазу с водой – символом гибели.

– И куклы сыграли свои роли?

– Куклы показывали представление для короля и королевы, водила кукол ведущая – Екатерина Ахманова. Она же исполнила роль Призрака, хорошо передав скованность движений Тени Отца Гамлета, понизить голос которого на 2 октавы ей помогал специальный микрофон. Атмосферу страшной ночи создал звукорежиссер и художник по свету Виталий Соломин. Чтобы чувствовать себя комфортно в ролях Лаэрта и  Короля Клавдия, Татьяна Дзержинская заказала на собственные средства профессиональные театральные парики и костюмы. Они помогали ей чувствовать себя гармонично в этих мужских образах. Тему женского соперничества раскрыла исполнительница роли Гертруды Елена Добронравова, друга Гамлета Горацио исполнила Анна Истюфеева.

– На какие традиции вы ориентировались?

– Безусловно, у нас был страх перед Шекспиром, перед Гамлетом (хотя в нашем городе последняя постановка «Гамлета» осуществлялась в 1913 году  на сцене театра-сада «Конкордия» – хотя это не точно, нужно проводить более глубокие исследования), но я успокаивала себя мыслью, что в  XIX веке – в той эпохе, которую воспевает и возрождает ансамбль «Конкордия», такого страха не было. Тогда была очень сильна традиция домашних спектаклей. Блок и Менделеева играли Гамлета и Офелию в одной из таких постановок.

Мне было страшно – как воспримет публика «Конкордии» современную музыку, ведь этот творческий эксперимент позволил нам Михаил Рубцов – заслуженный деятель искусств России и создатель «Конкордии» только в честь моего юбилея – 25-летия творческой деятельности. Но публика приняла наш спектакль очень тепло.

На следующий день я, разговаривая с человеком, посетившим нашу премьеру, оправдывалась, почему не могла ответить на звонок, бессонницей от напряжения. А он мне сказал: «Я разрешаю Вам не спать, только если Вы будете писать в это время музыку». Мне было очень приятно.

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/05/ГАМЛЕТ-ОФЕЛИЯ-1.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/05/ГАМЛЕТ-ОФЕЛИЯ-1-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и КультураАнсамбль старинной музыки «Конкордия» показал премьеру музыкального спектакля «Гамлет – Офелия» по мотивам трагедии У. Шекспира. Премьера «Гамлета – Офелии» с аншлагом прошла 21 мая на сцене Камерного зала «Волгоградконцерта». Своеобразие спектакля не только в том, что все роли исполняют женщины – артистки ансамбля, но и в том, что...Культура и общественная жизнь Волгоградской области