Памяти художника Петра Зверховского. Его не стало 26 октября 2020 года.

    

Сельский пейзаж с непременным домом и палисадником были визитной карточкой волгоградского художника Петра Зверховского. Знаменитые «домики» Зверховского, тихие, уютные, соразмерные человеку и сокровенному миру его души, украшают многие частные коллекции не только в России, но и в Германии, Голландии, США, Италии, Англии, Франции, Канаде. Эти домики художник находил и писал всюду, куда приводили его дороги живописца, – на окраине Парижа и в Сергиевом Посаде, в горах и на берегу моря. А в 2012 году их можно было увидеть на выставке волгоградского коллекционера Владимира Петрова.

Петр Зверховский родом с Западной Украины, из села Изабеловка под Винницей. Родился  в 1942 году, во время оккупации. Мать погибла, мальчика растила бабушка, а потом и отец, вернувшийся с фронта. Лесистые предгорья Карпат, хаты, сады, поля, ветряные мельницы — весь этот мир детства так глубоко запал в душу художника, что лирика этого мира пропитала все его творчество.

И еще один слой детских впечатлений глубоко повлиял на будущего художника. Он вспоминал, что в его доме, как и во многих других сельских домах, висели картины художников-самоучек на темы деревенской жизни. Там  на холмистых улицах стояли уютные хатки, через ручей пролегали мостики, на взгорьях высились ветряки. Там женщины ходили за водой, пасли гусей, и все было почти таким же, как окружающая жизнь, но только овеяно какой-то   простодушной поэзией. Домашняя утварь, которой пользовались тогда, тоже была красивой и пластически интересной — и старая керамическая посуда, и предметы, расписанные узорами, и вышитые рушники. Бытовая среда была заполнена произведениями народного творчества.

Потом Петр Зверховский много учился — сначала на художественно-графическом факультете пединститута в Краснодаре, затем на живописном отделении Киевского художественного института, после чего окончил еще и монументальное отделение Мухинского института в Ленинграде. Приехав по распределению в Волгоград, выполнил множество монументальных работ. Его мозаики до сих пор можно увидеть на стенах Метизного завода, выходящих на проспект Ленина, в столовой технического университета, в детских садах и ПТУ Волгограда, в городах и поселках области.

Но все свободное время безраздельно принадлежало живописи. Излюбленными жанрами стали пейзаж и натюрморт, хотя писал Зверховский и портреты, и тематические картины — например, диптих 70-х годов «Декрет о земле» и «Декрет о мире». Душа больше всего лежала к тем самым «домикам»,

скромным, терпеливым и несгибаемым хранителям жизни.

Живописные вкусы Зверховского сформировались под влиянием не только наивного народного искусства, но и французских постимпрессионистов, даже точнее — постсезаннистов. Своей школой живописи он считал и самого Сезанна, и его последователей — Ван Гога, Пикассо, Матисса, Дерена, Брака. Синтез этих двух направлений определил особый стиль Зверховского, когда натура передается не в формах простого жизнеподобия, а через ее поэтический образ, когда пишется не столько сама натура, сколько впечатление от нее. Это чистая лирика на холсте.

С орденом “Царицынская муза”. 2013.

Художник принимал участие в десятках выставок в Европе, Америке и России, выезжал как представитель волгоградского искусства в города-побратимы Кливленд (США) и Ганновер (Германия). Его работы постоянно выставляются в Москве в галерее нашей землячки Любови Яхонтовой «Арт-Ра». Но, как признавался Петр Ефимович, он никогда особо не следил за этим процессом, вообще не любил тусоваться, показываться на публике.  Удовольствие он находил только в самой работе, и эта жажда в нем не иссякала. Был крайне удивлен, когда на смотре-конкурсе «Царицынская муза» в Волгограде стал Человеком года-2012.

С той же  скромностью и полным отсутствием пафоса он отнесся и к такому значительному в его биографии и художественной жизни Волгограда событию, как выход в 2013 году фундаментальной книги искусствоведа Любови Яхонтовой «Глеб Вяткин, Петр Зверховский в проекте «Бубновый валет. Постскриптум». К выходу книги в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова открылась также большая выставка «Бубновый валет. Постскриптум», где были вывешены рядом картины двух волгоградских художников-модернистов и картины тех мастеров знаменитого  объединения «Бубновый валет» во главе с нашим земляком Ильей Машковым, у которых они оба учились в Ленинграде. Из фондов музея были представлены полотна бубнововалетовцев, а работы Вяткина и Зверховского – из коллекции фонда «Семь Ветров» волгоградского мецената и коллекционера Николая Малыгина. Яхонтова и Малыгин, по сути, открыли для России этих двух художников и определили их место в истории русского искусства.

В 2017 году, к 75-летию Петра Ефимовича, в Музее Машкова состоялась его юбилейная выставка «Пространство и время Петра Зверховского», собравшая на открытии весь культурный Волгоград. Это было почти полное собрание его картин, волновавшее поразительной свежестью и верностью той традиции, которая была ему наиболее близка. Один из натюрмортов так и назывался – «В честь Анри Матисса» (2010), но почерк был узнаваемо «зверховский»…

Татьяна Данилова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/10/Петр-Зверховский-в-мастерской-2017.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/10/Петр-Зверховский-в-мастерской-2017-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и КультураПамяти художника Петра Зверховского. Его не стало 26 октября 2020 года.      Сельский пейзаж с непременным домом и палисадником были визитной карточкой волгоградского художника Петра Зверховского. Знаменитые «домики» Зверховского, тихие, уютные, соразмерные человеку и сокровенному миру его души, украшают многие частные коллекции не только в России, но и в Германии,...Культура и общественная жизнь Волгоградской области