В Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, переживающей трудный период, состоялся концерт «Музыка памяти», посвященный истории этого учебного заведения.

Жизнь устроена так, что каждому новому поколению приходится решать собственные задачи.

В 40-х и 50-х годах прошлого века наш город вместе со всей страной ценой величайших усилий в прямом смысле восстал из пепла, возродив мирную жизнь и изумив весь мир победной силой воинского духа и любви к родной земле.

В числе первых строившихся объектов культуры послевоенного Сталинграда тогда была и Серебряковка, как часто называют сегодня местные жители Волгоградскую консерваторию имени П.А. Серебрякова. И она тогда не случайно расположилась в самом центре города, рядом с площадью Павших борцов и драматическим театром. Потому что новая жизнь должна была звучать не только шумом производства и автомобилей, но и Музыкой. Музыкой праздничных маршей и реквиемов скорби, классических опер, симфоний и танцевальных мелодий, звонких детских песен и задушевных романсов.

А для этого на выжженном войной пространстве надо было заново формировать тот круг работников культуры, который позже стал работать в качестве преподавателей музыкальных школ и консерваторий, музыкантов оркестров, мастеров театральных и танцевальных коллективов в родном городе и его области, и на просторах всей огромной страны. Именно эта задача решалась в очень нелегко выстроенных стенах нашей сегодняшней Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова усилиями, талантом, терпением и трудом нескольких поколений педагогов.

О некоторых из них, увы, ушедших из жизни в этом году, и вспоминали с уважением и теплом на концерте «Музыка памяти», прошедшем в консерватории 24 ноября. Фотографии на экране и очень неформальный искренний рассказ преподавателя факультета среднего профессионального образования (СПО), лауреата международных конкурсов и председателя профкома Серебряковки Надежды Дмитриевны Бельковой помогли зрителям встретиться со взглядами и поразительными судьбами наших замечательных земляков.

Вот их имена:
– профессора факультетов высшего профессионального образования (ВПО) Волгоградской консерватории Яковлева Антонина Сергеевна (засл. деятель искусств РФ, профессор МГК и РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведения);
Климов Анатолий Васильевич (засл. деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, профессор кафедры истории и теории музыки); Верозубов Геннадий Георгиевич (засл. работник культуры РФ, профессор кафедры народных инструментов, награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»);

Лариса Морозова
Лариса Морозова

– Каменева Елена Павловна (преподаватель английского языка на факультетах СПО и ВПО);

– преподаватели факультета СПО, ветераны труда РФ, награждённые знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»: Тубицына Лариса Николаевна («Теория музыки»), Морозова Лариса Сергеевна («Фортепиано»), Миронова Нина Степановна («Фортепиано»), Дмитриев Николай Ильич («Духовые и ударные инструменты», дирижер духового оркестра), Каган Елена Арнольдовна («Фортепиано»).

Анатолий Климов
Анатолий Климов

Легко ли было в своё время этим людям, не всегда сытым и тепло одетым, в условиях отсутствия обустроенной жизни, инструментов и книг пробуждать искры творчества и таланта учеников, развивать в них профессиональные навыки и воспитывать людей, искренне любящих свою культуру и страну? Какой же силой духа, любовью и преданностью своему Делу обладали они, верившие в светлое будущее и полностью отдававшие себя работе и новым приходящим поколениям!

Любой состоявшийся представитель творческой профессии – музыкант, художник, поэт, композитор, танцор, певец – скажет, что был в его судьбе первый Учитель, открывший в своё время не только азы мастерства, но и согревший участием, любовью и верой в его способности. Потому что в процессе становления так важно, чтобы кто-то знающий и добрый верил в тебя, поддерживал и ободрял, направлял и выравнивал твой душевный и профессиональный путь. Именно поэтому не забываются имена настоящих Учителей, научивших не только профессии, но достойной жизни в любых обстоятельствах.

И этими трогающими сердце нотами признательности и благодарности были пронизаны и все номера, и слова ведущей концерта Ирины Василенко – декана факультета ВПО и доцента кафедры фортепианного исполнительства, – вызывая у зала ответную реакцию внимания и сочувствия.

Первые же произведения из музыкального цикла Анатолия Климова на стихи Сергея Есенина «Усталый день», «С Добрым утром» и «Береза» в исполнении академического хора консерватории под руководством доцента кафедры дирижирования Юрия Панфилова (концертмейстер – Оксана Мищенко) создали настрой светлой задумчивости, – как в доверительном разговоре о ком-то близком.

Тему размышления продолжила арияиз «Бразильской Бахианы № 5» композитора Эйтора Вилла-Лобоса. Это произведение в переложении Е.А. Каган представили слушателям великолепным выразительным ансамблем сыгравшие на двух роялях профессор, завкафедрой фортепианного исполнительства Майя Панфилова и декан факультета дополнительного образования, доцент Инна Безуглова.

Ноту некой исповедальности внесла ария «Pieta signore» («Прости мне, Господи») композитора Алессандро Страделла в исполнении студента I курса факультета ВПО Евгения Фана (класс педагога Елены Юнеевой, концертмейстер – Лариса Макаренко).

А выступление студента 3-го курса факультета среднего профессионального образования Георгия Болгара (педагог Иван Свинарёв) с пьесой Сергея Войтенко «Откровение» невозможно было не оценить бурными аплодисментами и криками «Браво!». Аккордеон в руках исполнителя звучал, как орган, – торжественно и величаво. Светлой печалью, трепетно и легко отзывался концертный рояль всемирно известной немецкой фирмы «Бехштейн» рукам доцента кафедры фортепианного исполнительства Ирины Посевкиной (звучала «Прелюдия Си-минор» композитора Анатолия Лядова) и ведущей концерта Ирины Василенко, исполнившей «Сонату До-мажор» Доменико Скарлатти.

Хоровая студия «Камертон»
Хоровая студия «Камертон»

Действительно духовным – вдумчивым и проникновенным – можно было назвать звучание Образцового хора мальчиков и юношей «Камертон» под руководством Сергея Лопатина при исполнении песни «Вернулся вновь вечерний звон» (сл. Вадима Семернина на муз. Анатолия Климова, концертмейстер Ирина Посевкина).

И в той же тональности доброго воспоминания и тепла вокальный ансамбль кафедры дирижирования под руководством старшего преподавателя Екатерины Кравцовой представил произведение Эдуарда Фельтермейстера «До свидания, юность» (концертмейстер – Оксана Мищенко).

Конечно же, зрелостью настоящего мастерства отличались дуэт преподавателя кафедры струнных инструментов Альберта Жмаева (скрипка) и преподавателякафедры фортепианного исполнительства Оксаны Степановой при исполнении «Романса» Генрика Венявского, и Струнный «Волгоград-квартет».

Этот хорошо известный волгоградцам квартет в составе засл. работника культуры России Валерия Голоядова (скрипка), лауреата международных конкурсов Альберта Жмаева (скрипка), засл. работника культуры России Валерия Калуженкова (альт), засл. работника культуры России Анатолия Василенко (виолончель), как и всегда во время своих выступлений, целиком захватил внимание зала. И такая разная музыка романса из «Неоконченного квартета №1» Сергея Рахманинова – то сосредоточенно-задумчивая, то мятущаяся, то энергично стремящаяся ввысь – у каждого слушателя вызывала свои картины жизни и состояния души, одновременно помогая вспомнить и заново пережить многое.

Продолжил настроение развития жизни духовой оркестр Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова «Серенадой для трубы и духового оркестра» композитора Бориса Фиготина. Соло на трубе в исполнении дирижера оркестра Игоря Демченко звучало уверенным призывом к торжеству победы вопреки любым преградам.

А исполненная этим оркестром вместе с академический хором консерватории в завершение концерта композиция «Аллилуйя любви» из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» стала мощным жизнеутверждающим аккордом, объединившим в бурных аплодисментах и зрителей в зале, и участников концерта на сцене. Потому что живая, настоящая любовь действительно является неподвластной времени движущей силой творчества и жизни, способной найти выход из любых противоречий и обстоятельств.

Представленное в концерте разнообразие жанров в сочетании с учёными званиями и уровнем профессиональной подготовки участников программы, – а все коллективы, их руководители и исполнители Серебряковки являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, – стало наглядным подтверждением плодотворности усилий, вложенных нашими предшественниками в сложнейшее дело формирования культурной и духовной основы современной жизни.

А ведь именно духовность и нравственность в любые времена оказываются краеугольными камнями деятельности, противостоящей любым формам разрушения и распада.

Академический хор
Академический хор

Выдающийся учёный, уникальный человек и знаток души человеческой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что любить людей – это значит хранить память об умерших, как о живых: «Хранить память – это наш неизбывный долг перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас. …Культура человечества – это активная память человечества… введенная в современность». В своей книге «Русская культура» он писал: «…Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы… Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго…»

И еще, из той же книги: «Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую – религия, а более сложным путем – музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство…».

Удивительно точно эти слова академика Д. С. Лихачева, о котором на днях упоминал в Обращении к Федеральному собранию страны президент России В. Путин, дают оценку тем событиям, которые сегодня сотрясают стены нашей консерватории и не имеют никакого отношения к нормальному ходу образования и воспитания подрастающих поколений.

Так неужели же мы, живущие в первой четверти 21 века, кто умеет уже так много и готов достичь еще большего, не найдем достаточно сил и любви, чтобы справиться достойно сформировавших нас замечательных наставников с сегодняшними задачами сохранения и преумножения памяти и культурного наследия нашей легендарной волгоградской земли?

 

Светлана Павлова,
поэтесса, соавтор песен А. Климова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/dd9548d5.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/dd9548d5-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и КультураВ Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, переживающей трудный период, состоялся концерт «Музыка памяти», посвященный истории этого учебного заведения. Жизнь устроена так, что каждому новому поколению приходится решать собственные задачи. В 40-х и 50-х годах прошлого века наш город вместе со всей страной ценой величайших усилий в прямом смысле восстал из...Культура и общественная жизнь Волгоградской области