В Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, переживающей трудный период, состоялся концерт «Музыка памяти», посвященный истории этого учебного заведения.

Жизнь устроена так, что каждому новому поколению приходится решать собственные задачи.

В 40-х и 50-х годах прошлого века наш город вместе со всей страной ценой величайших усилий в прямом смысле восстал из пепла, возродив мирную жизнь и изумив весь мир победной силой воинского духа и любви к родной земле.

В числе первых строившихся объектов культуры послевоенного Сталинграда тогда была и Серебряковка, как часто называют сегодня местные жители Волгоградскую консерваторию имени П.А. Серебрякова. И она тогда не случайно расположилась в самом центре города, рядом с площадью Павших борцов и драматическим театром. Потому что новая жизнь должна была звучать не только шумом производства и автомобилей, но и Музыкой. Музыкой праздничных маршей и реквиемов скорби, классических опер, симфоний и танцевальных мелодий, звонких детских песен и задушевных романсов.

А для этого на выжженном войной пространстве надо было заново формировать тот круг работников культуры, который позже стал работать в качестве преподавателей музыкальных школ и консерваторий, музыкантов оркестров, мастеров театральных и танцевальных коллективов в родном городе и его области, и на просторах всей огромной страны. Именно эта задача решалась в очень нелегко выстроенных стенах нашей сегодняшней Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова усилиями, талантом, терпением и трудом нескольких поколений педагогов.

О некоторых из них, увы, ушедших из жизни в этом году, и вспоминали с уважением и теплом на концерте «Музыка памяти», прошедшем в консерватории 24 ноября. Фотографии на экране и очень неформальный искренний рассказ преподавателя факультета среднего профессионального образования (СПО), лауреата международных конкурсов и председателя профкома Серебряковки Надежды Дмитриевны Бельковой помогли зрителям встретиться со взглядами и поразительными судьбами наших замечательных земляков.

Вот их имена:
– профессора факультетов высшего профессионального образования (ВПО) Волгоградской консерватории Яковлева Антонина Сергеевна (засл. деятель искусств РФ, профессор МГК и РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведения);
Климов Анатолий Васильевич (засл. деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, профессор кафедры истории и теории музыки); Верозубов Геннадий Георгиевич (засл. работник культуры РФ, профессор кафедры народных инструментов, награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»);

Лариса Морозова
Лариса Морозова

– Каменева Елена Павловна (преподаватель английского языка на факультетах СПО и ВПО);

– преподаватели факультета СПО, ветераны труда РФ, награждённые знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»: Тубицына Лариса Николаевна («Теория музыки»), Морозова Лариса Сергеевна («Фортепиано»), Миронова Нина Степановна («Фортепиано»), Дмитриев Николай Ильич («Духовые и ударные инструменты», дирижер духового оркестра), Каган Елена Арнольдовна («Фортепиано»).

Анатолий Климов
Анатолий Климов

Легко ли было в своё время этим людям, не всегда сытым и тепло одетым, в условиях отсутствия обустроенной жизни, инструментов и книг пробуждать искры творчества и таланта учеников, развивать в них профессиональные навыки и воспитывать людей, искренне любящих свою культуру и страну? Какой же силой духа, любовью и преданностью своему Делу обладали они, верившие в светлое будущее и полностью отдававшие себя работе и новым приходящим поколениям!

Любой состоявшийся представитель творческой профессии – музыкант, художник, поэт, композитор, танцор, певец – скажет, что был в его судьбе первый Учитель, открывший в своё время не только азы мастерства, но и согревший участием, любовью и верой в его способности. Потому что в процессе становления так важно, чтобы кто-то знающий и добрый верил в тебя, поддерживал и ободрял, направлял и выравнивал твой душевный и профессиональный путь. Именно поэтому не забываются имена настоящих Учителей, научивших не только профессии, но достойной жизни в любых обстоятельствах.

И этими трогающими сердце нотами признательности и благодарности были пронизаны и все номера, и слова ведущей концерта Ирины Василенко – декана факультета ВПО и доцента кафедры фортепианного исполнительства, – вызывая у зала ответную реакцию внимания и сочувствия.

Первые же произведения из музыкального цикла Анатолия Климова на стихи Сергея Есенина «Усталый день», «С Добрым утром» и «Береза» в исполнении академического хора консерватории под руководством доцента кафедры дирижирования Юрия Панфилова (концертмейстер – Оксана Мищенко) создали настрой светлой задумчивости, – как в доверительном разговоре о ком-то близком.

Тему размышления продолжила арияиз «Бразильской Бахианы № 5» композитора Эйтора Вилла-Лобоса. Это произведение в переложении Е.А. Каган представили слушателям великолепным выразительным ансамблем сыгравшие на двух роялях профессор, завкафедрой фортепианного исполнительства Майя Панфилова и декан факультета дополнительного образования, доцент Инна Безуглова.

Ноту некой исповедальности внесла ария «Pieta signore» («Прости мне, Господи») композитора Алессандро Страделла в исполнении студента I курса факультета ВПО Евгения Фана (класс педагога Елены Юнеевой, концертмейстер – Лариса Макаренко).

А выступление студента 3-го курса факультета среднего профессионального образования Георгия Болгара (педагог Иван Свинарёв) с пьесой Сергея Войтенко «Откровение» невозможно было не оценить бурными аплодисментами и криками «Браво!». Аккордеон в руках исполнителя звучал, как орган, – торжественно и величаво. Светлой печалью, трепетно и легко отзывался концертный рояль всемирно известной немецкой фирмы «Бехштейн» рукам доцента кафедры фортепианного исполнительства Ирины Посевкиной (звучала «Прелюдия Си-минор» композитора Анатолия Лядова) и ведущей концерта Ирины Василенко, исполнившей «Сонату До-мажор» Доменико Скарлатти.

Хоровая студия «Камертон»
Хоровая студия «Камертон»

Действительно духовным – вдумчивым и проникновенным – можно было назвать звучание Образцового хора мальчиков и юношей «Камертон» под руководством Сергея Лопатина при исполнении песни «Вернулся вновь вечерний звон» (сл. Вадима Семернина на муз. Анатолия Климова, концертмейстер Ирина Посевкина).

И в той же тональности доброго воспоминания и тепла вокальный ансамбль кафедры дирижирования под руководством старшего преподавателя Екатерины Кравцовой представил произведение Эдуарда Фельтермейстера «До свидания, юность» (концертмейстер – Оксана Мищенко).

Конечно же, зрелостью настоящего мастерства отличались дуэт преподавателя кафедры струнных инструментов Альберта Жмаева (скрипка) и преподавателякафедры фортепианного исполнительства Оксаны Степановой при исполнении «Романса» Генрика Венявского, и Струнный «Волгоград-квартет».

Этот хорошо известный волгоградцам квартет в составе засл. работника культуры России Валерия Голоядова (скрипка), лауреата международных конкурсов Альберта Жмаева (скрипка), засл. работника культуры России Валерия Калуженкова (альт), засл. работника культуры России Анатолия Василенко (виолончель), как и всегда во время своих выступлений, целиком захватил внимание зала. И такая разная музыка романса из «Неоконченного квартета №1» Сергея Рахманинова – то сосредоточенно-задумчивая, то мятущаяся, то энергично стремящаяся ввысь – у каждого слушателя вызывала свои картины жизни и состояния души, одновременно помогая вспомнить и заново пережить многое.

Продолжил настроение развития жизни духовой оркестр Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова «Серенадой для трубы и духового оркестра» композитора Бориса Фиготина. Соло на трубе в исполнении дирижера оркестра Игоря Демченко звучало уверенным призывом к торжеству победы вопреки любым преградам.

А исполненная этим оркестром вместе с академический хором консерватории в завершение концерта композиция «Аллилуйя любви» из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» стала мощным жизнеутверждающим аккордом, объединившим в бурных аплодисментах и зрителей в зале, и участников концерта на сцене. Потому что живая, настоящая любовь действительно является неподвластной времени движущей силой творчества и жизни, способной найти выход из любых противоречий и обстоятельств.

Представленное в концерте разнообразие жанров в сочетании с учёными званиями и уровнем профессиональной подготовки участников программы, – а все коллективы, их руководители и исполнители Серебряковки являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, – стало наглядным подтверждением плодотворности усилий, вложенных нашими предшественниками в сложнейшее дело формирования культурной и духовной основы современной жизни.

А ведь именно духовность и нравственность в любые времена оказываются краеугольными камнями деятельности, противостоящей любым формам разрушения и распада.

Академический хор
Академический хор

Выдающийся учёный, уникальный человек и знаток души человеческой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что любить людей – это значит хранить память об умерших, как о живых: «Хранить память – это наш неизбывный долг перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас. …Культура человечества – это активная память человечества… введенная в современность». В своей книге «Русская культура» он писал: «…Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы… Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго…»

И еще, из той же книги: «Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую – религия, а более сложным путем – музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство…».

Удивительно точно эти слова академика Д. С. Лихачева, о котором на днях упоминал в Обращении к Федеральному собранию страны президент России В. Путин, дают оценку тем событиям, которые сегодня сотрясают стены нашей консерватории и не имеют никакого отношения к нормальному ходу образования и воспитания подрастающих поколений.

Так неужели же мы, живущие в первой четверти 21 века, кто умеет уже так много и готов достичь еще большего, не найдем достаточно сил и любви, чтобы справиться достойно сформировавших нас замечательных наставников с сегодняшними задачами сохранения и преумножения памяти и культурного наследия нашей легендарной волгоградской земли?

 

Светлана Павлова,
поэтесса, соавтор песен А. Климова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/dd9548d5.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/dd9548d5-150x150.jpgЦарицынская музаОбщество и КультураВ Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, переживающей трудный период, состоялся концерт «Музыка памяти», посвященный истории этого учебного заведения. Жизнь устроена так, что каждому новому поколению приходится решать собственные задачи.В 40-х и 50-х годах прошлого века наш город вместе со всей страной ценой величайших усилий в прямом смысле восстал из...Культура и общественная жизнь Волгоградской области