К нам едет «Ревизор»
В Волгоградском ТЮЗе идут последние репетиции спектакля по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в постановке заслуженного артиста России Альберта Авходеева.
«Самой великой пьесой, написанной в России», назвал «Ревизора» Владимир Набоков. Созданная около двух столетий зазад, она является одной из самых постановочных в театрах России и мире. Потому, что, отражая жизнь прошлую, остается по-прежнему актуальна и в наши дни.
«В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал – решил за одним разом посмеяться над всем и произвести доброе влияние на общество», – писал автор. К сожалению, «доброго влияния на общество» не получается, «ревизорщина» и «хлестаковщина» в России до сих пор не прекратились, несмотря на все революции, перевороты и перестройки. Более того, ложь, коррупция, чиновничий беспредел являются прогрессирующими болезнями общества и воспринимаются как нечто должное, неистребимое… Что это? Особенность русской ментальности? Гоголь не дает ответа.
Каждый театральный коллектив, беря в свой репертуар пьесу «Ревизор», стремится по-своему осмыслить классический сюжет, известный каждому еще со школы. Не раскрывая подробности замысла в его сценической версии, можем лишь открыть важную особенность: почти все основные роли в спектакле исполняют молодые актеры (ставшие уже достаточно популярными среди наших зрителей). Да и то – ведь и чиновничество у нас помолодело, многие с ранних лет карьерой озабочены, управленцами и «думцами» стремятся стать, к государственной «кормушке» поближе…
Известно, что сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин. Николай Васильевич обратился к нему с просьбой дать какой-нибудь сюжет «смешной или не смешной, но русский чисто анекдот». Поклялся, что комедия будет «смешнее черта». И клятву сдержал.
В качестве эпиграфа Гоголь взял известную народную пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Интересно, что эпиграф появился не сразу, а только через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые обрушились и на саму пьесу, и на автора.
Может, и не появилась бы в печати и на сцене Александринского театра в 1836 году эта гениальная комедия, если бы не высокое заступничество государя Николая I. Ну, и спасибо ему за это от всех прошлых и нынешних читателей, актеров и зрителей.
Тюзовский спектакль создан на грант Губернатора Волгоградской области для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства, в номинации «Cохранение классического театрального наследия».
Приходите на премьеру 9,10, и 24 февраля. Будет интересно!
Галина Беспальцева
Добавить комментарий