История благотворительного проекта, который называют волгоградским «Оскаром».

Времен связующая нить

Конкурс творческой интеллигенции «Царицынская муза» был основан в 1992 году в Волгограде журналистом Анатолием Карманом как смотр высших достижений регионального искусства.

Это было бурное и противоречивое время начала 90-х, когда, говоря словами Л. Толстого, «всё переворотилось и только еще укладывается». Распад Советского Союза, а вместе с ним – и всей системы государственной поддержки культуры нанесли тяжелый удар по самому чувствительному слою интеллигенции – музыкантам, художникам, писателям, деятелям театрального искусства. Множество творческих людей, избалованных заботой государства, вдруг оказались на грани физического выживания. Возможно, это было одной из причин того, что искусство, в советское время проповедовавшее идеи добра и высокой духовности, стало в массовом порядке извергать на зрителя и читателя потоки, как тогда говорили, «чернухи» и «порнухи».

Анатолий Карман Президент благотворительного фонда "Царицынская муза"Конечно, резкое понижение уровня культуры и нравственности в масштабе всей страны вызывало протест у здоровой части общества. Но лишь немногие смогли тогда от эмоций перейти к практическим действиям. Одним из тех, кто на деле противостоял расшатыванию духовных основ нашего общества, был Анатолий Карман.

В 1992 году Анатолий Владимирович Карман @av_karman возглавлял основанную им газету «Городские вести», был депутатом Волгоградского городского совета и продолжал много писать как действующий журналист. Ему было 36 лет, и наступившую свободу он воспринимал как открывшуюся возможность для творческих прорывов. Это неповторимое время было его временем.

Случайная встреча в театре в 1991 году стала для Анатолия Кармана толчком к зарождению идеи будущей «Музы». В Новом экспериментальном театре (НЭТе) он увидел выступление волгоградского ансамбля старинной музыки «Конкордия» Михаила Рубцова. Потрясение от ангельского пения женского хора, от редко звучавшей тогда духовной музыки, от самой манеры исполнения в традициях Смольного института благородных девиц было таким сильным, что первой же мыслью стал не дававший покоя вопрос: что можно сделать для этих замечательных людей, несущих духовный свет такой силы?

Замысел будущего смотра-конкурса творческой интеллигенции стал сразу разрабатываться как дело полностью общественное – как благотворительный проект, существующий на добровольные пожертвования меценатов.

У автора проекта нашлось много единомышленников. Его поддержали мэр Волгограда Юрий Чехов, начальник городского управления культуры, джазовый музыкант Анатолий Воронов, первый губернатор Волгоградской области Иван Шабунин, творческая интеллигенция и общественность города. Позднее для проведения конкурса был создан благотворительный фонд.

Первый конкурс, получивший название «Провинциальная муза», состоялся 27 июня 1992 года, когда газета «Городские вести» отмечала вторую годовщину со дня основания. Церемония награждения лауреатов проходила в выставочном зале Центра культуры и искусства (бывшем Доме политпросвещения). А начиналась она под дождем на ступенях парадного входа, и этот сверкающий на солнце летний дождь стал своеобразным счастливым напутствием юной «Музе».

Целью конкурса было выявить и отметить наградами высшие достижения волгоградских мастеров искусств разных направлений, поддержать их духовные и творческие поиски, показать всему обществу необходимость и значимость высокой культуры.

Первый конкурс, получивший название «Провинциальная муза», состоялся 27 июня 1992 годаПервыми лауреатами «Провинциальной музы» стали актер и режиссер ТЮЗа Альберт Авходеев, актеры НЭТа Лидия Матасова и Валерий Гурьев, главный режиссер НЭТа Отар Джангишерашвили, ансамбль песни и пляски «Казачья воля», художник Владислав Коваль, писатели-фантасты Любовь и Евгений Лукины.Победителями конкурса, получившими почетное звание «Человек года-1992», жюри выбрало хорового дирижера, основателя ансамбля «Конкордия» Михаила Рубцова и любимицу публики, солистку Волгоградского театра музыкальной комедии Татьяну Теслю.

С тех пор звание «Человека года» – победителя «Музы» и звание лауреата, вошедшего в семерку финалистов, стали очень престижными для волгоградцев, а торжественная церемония награждения ежегодно становится крупным культурным событием в жизни города.

Проект Анатолия Кармана был первопроходческим и остается таковым по сей день. Аналогов ему, насколько известно автору этих строк, в других регионах России пока не появилось.

Идея «Музы» проверялась самой жизнью, и теперь, более двух десятилетий спустя, можно признать, что почти все задуманное оказалось верным и жизнеспособным.

Ворвавшись в угасавшую сферу региональной культурной жизни, «Муза» смогла восстановить распавшуюся связь времен, протянув мостик не только к достижениям великой культуры советского периода, но и своей идеей благотворительности вернувшись к традициям меценатства дореволюционного Царицына.

Воссоздание единого культурного поля, включающего весь период исторического существования Царицына-Сталинграда-Волгограда, стало большой заслугой этого проекта.

Звезды «Провинциальной музы»

До 2008 года смотр-конкурс носил название «Провинциальная муза». Оно соответствовало первоначальному порыву организаторов во главе с Анатолием Карманом – поднять престиж местной культуры, показать обществу, что «провинциальная» не означает слабая, а всего лишь географически привязанная к определенному региону.

По творчеству победителей конкурса этого периода можно проследить историю развития волгоградской культуры 1980-2000-х годов – на рубеже двух столетий и двух тысячелетий. Главной чертой этого переходного времени стало обновление культуры по двум основным направлениям. Первое можно назвать возвращением к традиции, а второе – поиском нового на основе уже освоенной традиции.

Михаил Рубцов, «Человека года-1992»Оба направления ярко проявились в творчестве Михаила Рубцова, «Человека года-1992», и созданного им в 1981 году ансамбля старинной музыки «Конкордия», получившего свое название в честь первого в дореволюционном Царицыне театра-сада «Конкордия». Его концертные программы строились на основе духовной музыки из репертуара Петербургской Придворной Певческой капеллы и вокальной музыки дворянского и городского быта из нотных сборников конца XIX – начала XX веков: «Русский музыкальный салон пушкинской поры», «Дворянское гнездо», «Последние песни Российской Империи», «Журфикс у «Конкордии», «Театр-сад «Конкордия». 1906 год», «Царицын от Рождества до Крещения», «Суаре в старом Царицыне — городе, которого нет» и другие.

А новаторским стал сам жанр концертных программ ансамбля – хоровое представление на основе синтеза музыки, литературы и театра. Новым было также и возвращение к системе музыкального воспитания в русской гимназии и Смольном институте, воплощенное в созданной Михаилом Рубцовым в 1989 году певческой школе «Конкордия».

Обновление коснулось и жанра оперы. Когда-то Царицын был оперным городом, и его главной оперной сценой был огромный театр «Конкордия», перестроенный меценатом Владимиром Миллером из скромного театра-сада и просуществовавший до Великой Отечественной войны. Статус оперного города Волгограду вернул дирижер Вадим Венедиктов («Человек года-2007»), основавший здесь в 1993 году Оперную антрепризу. Сейчас его детище является уже государственным театром «Царицынская опера».

Традицию выступлений духового оркестра на открытом воздухе городу вернул музыкант Владимир Леер («Человек года-2008»), создавший в 2005 году муниципальный духовой оркестр, без которого теперь не обходится ни один городской праздник.

Для развития симфонической музыки в городе многое сделали дирижер Эдуард Серов («Человек года-1995»), основавший в 1987 году Волгоградский симфонический оркестр, теперь уже академический, и дирижер Музыкального театра Анатолий Смирнов («Человек года-2006»).

Орден «Царицынская муза»Победителями «Провинциальной музы» становились яркие творческие личности, поднимавшие престиж Волгограда как культурного центра. Это основатель «Комбо-джаз-бэнда» Анатолий Воронов (1993), поэты Владимир Овчинцев (1994) и Василий Макеев (1998), киноактер Петр Зайченко (1997), основатель регионального литературно-художественного журнала «Отчий край» Виталий Смирнов (2002), прима Музыкального театра Лада Семенова (2004) и ведущая актриса НЭТа Алла Забелина (2005), художники-новаторы Владислав Коваль (1999), Андрей Выстропов (2007) и Петр Чаплыгин (2000), основатель Нового экспериментального театра Отар Джангишерашвили (2001), создатель хореографических ансамблей «Улыбка» и «Юг России» Татьяна Миронова (1999), основатель Государственного ансамбля песни и пляски «Казачья воля» Геннадий Боровков (2003).

Крылья «Царицынской музы»

Серебряный крест «Меценат»На эмблеме смотра-конкурса, созданной художником Владиславом Ковалем, изображен крылатый ангел, играющий на лире. В 2008 году, на исходе нулевых, пришла пора обновления и для обоих крыльев «Музы» – искусства и меценатства. Конкурс и благотворительный фонд получили новое название «Царицынская муза», в котором подчеркивалась культурно-историческая преемственность Царицына-Сталинграда-Волгограда. Фонд учредил награды для победителей конкурса и меценатов, разработанные Владиславом Ковалем. С тех пор каждому «Человеку года» вручается орден «Царицынская муза», а благотворителям конкурса – Серебряный крест «Меценат», Золотой знак покровителя искусств и Серебряный знак покровителя искусств. Высшей меценатской награды, Серебряного креста «Меценат» № 1, был удостоен автор проекта и президент фонда «Царицынская муза» Анатолий Карман.

Вокруг проекта сложилось значительное по составу и количеству сообщество мастеров искусств и меценатов. К меценатскому движению, начало которому положила еще «Провинциальная муза», примкнули многие волгоградские предприниматели и общественные деятели, для которых благотворительность была духовной потребностью. Благодаря «Музе» они унаследовали от меценатов Царицына традиции бескорыстной помощи культуре родного города. Среди них – председатель попечительского совета фонда «Царицынская муза» Андрей Сукачев, члены попечительского совета Леонид Болотов, Виктор Крыков, Анна Кувычко, Юрий Чехов, удостоенные Серебряного креста «Меценат», Борис Изгаршев, награжденный Золотым знаком покровителя искусств, председатель жюри конкурса Сергей Коновалов.

Меценаты Царицынской музыКаждый год меценаты «Музы» общими силами собирают средства на проведение конкурса. В ежегодный бюджет «Музы» входят и аренда зала, и призы для лауреатов, и награды, и постановка торжественной церемонии, а также выпуск афиш, программок, публикации в прессе и множество других необходимых мелочей.

Выдвижение номинантов начинается еще весной. Оргкомитет конкурса собирает заявки творческих организаций, опрашивает экспертов, а с 2012 года выдвижение проходит также на этом сайте, где выдвинуть кандидата в номинанты может каждый желающий. С того же года с помощью интернет-голосования на этом портале из числа семи взрослых лауреатов определяется обладатель специального приза «Народный лауреат». (За обладателя приза зрительских симпатий публика голосует прямо в зрительном зале непосредственно во время финала конкурса).

В сентябре оргкомитет рассматривает поступившие заявки и выбирает финалистов конкурса: 7 взрослых лауреатов и 1-2 лауреатов во внеконкурсной детско-юношеской номинации «Открытие года». Сам финал «Музы», где жюри тайным голосованием избирает «Человека года» из семи взрослых лауреатов, в последние годы проводится в январе следующего года, на старый Новый год.

За годы существования «Музы» ее лауреатами становились джазовые и классические музыканты, исполнители на народных инструментах, актеры драматического и кукольного театра, режиссеры профессиональной и любительской сцены, эстрадные и классические певцы, мастера бального танца, живописцы и графики, скульпторы, монументалисты, поэты и прозаики, композиторы, балетмейстеры, архитекторы, музыкальные педагоги, фотохудожники, искусствоведы. Всё самое яркое и талантливое в культуре города было отмечено «Музой» и удостоилось общественного признания. Вместе с «Человеками года» лауреатами конкурса стали с 1992 по 2014 год около 200 деятелей искусства и культуры Волгограда.

Новой традицией стало и награждение мастеров искусств орденом «Царицынская муза» вне конкурса за выдающиеся творческие достижения. В 2009 году ордена был удостоен победитель «Музы», «Человек года-2009», известный в России и за рубежом писатель-фантаст Евгений Лукин, а также вне конкурса – художник Глеб Вяткин и писатель Евгений Кулькин.

Финал «Царицынской музы»В дальнейшем победителями конкурса становились ведущий актер Казачьего театра Анатолий Трусов (2010), художник Петр Зверховский (2012), автор и исполнитель песен, директор Казачьего театра Андрей Зуев (2013), ведущий актер Волгоградского областного театра кукол Александр Вершинин (2014).

С 2013 года победителю «Музы» вручается премия губернатора Волгоградской области в размере 50 тысяч рублей.

В 2014 году благотворительный фонд учредил новую награду за большие заслуги перед волгоградской культурой – почетный знак «Царицынская муза». Обладателем почетного знака № 1 стала замечательная актриса Зоя Соколова, отметившая 55-летие служения волгоградской сцене.

Отдельной строкой в историю «Царицынской музы» вписан 2011 год, когда волгоградский «Оскар» отметил свое 20-летие, а городу на Волге исполнилось 422 года – почти полтысячелетия. В честь юбилея конкурса орденом «Царицынская муза» была награждена уроженка Сталинграда, выдающийся российский композитор Александра Николаевна Пахмутова. Награду ей вручали в Москве.

А несколько дней спустя в Волгограде, на сцене Театра юного зрителя, разворачивалось масштабное праздничное действо с участием трех оркестров и семи лауреатов «Музы» прошлых лет, которые неоднократно удостаивались этого звания. В этот юбилейный вечер все они за свои высокие творческие достижения стали «Человеками года-2011». Это режиссер, руководитель Волгоградского ТЮЗа Альберт Авходеев, балетмейстер, основатель хореографического ансамбля «Волжаночка» Ольга Ананьева, художественный руководитель Волжского русского народного оркестра им. Н.Н. Калинина Галина Иванкова, дирижер и пианист, лауреат международных конкурсов Юрий Ильинов, лауреат международных конкурсов, ансамбль старинной музыки «Конкордия», лауреат Грушинского фестиваля, дуэт авторской песни Сергея и Елены Коноваловых и солист «Царицынской оперы» и московской «Новой оперы» Николай Черепанов.

Почетный знак «Царицынская муза»Большим событием стал выпуск к 20-летию конкурса книги «Антология волгоградской культуры» – первое в истории края обобщающее издание об основных культурных событиях на территории Волгоградской области от древних времен до наших дней, в том числе на материале по творчеству лауреатов и победителей «Музы». Книга, подготовленная фондом «Царицынская муза», вышла в Издательском Доме «Карманъ».

«Царицынская муза» возникла и существует уже более двадцати лет в трудное время исторического перелома. Конец Советской империи, дикий капитализм 90-х, кавказские войны, жизнь на грани выживания и медленное пробуждение новой России – всю драму этой эпохи перемен благотворительный проект, существующий на чистом энтузиазме, испытал на себе вместе с героями «Царицынской музы»: поэтами и музыкантами, актерами и художниками, а также меценатами нового поколения, выросшего уже в современной России. В это уникальное сообщество, возникшее вокруг «Музы», сегодня входят мастера искусств Волгограда и множество покровителей культуры, общественных деятелей и предпринимателей, духовных наследников Репниковых, Серебряковых, Миллеров, Калининых, Ворониных, Лапшиных, Голдобиных, Рысиных, Шуваловых, Шлыковых – тех меценатов дореволюционного Царицына, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Волго-Донского края.

Награждение Царицынской музыПроект «Царицынская муза» помогает его участникам и зрителям осознавать себя, свой город и свою страну не сиюминутно, а в потоке исторического времени. «Муза» своим устремлением одновременно в прошлое и будущее протягивает между эпохами связующую нить памяти.

Если оглянуться назад, то можно вспомнить, например, что еще в древние времена в междуречье Волги и Дона существовала транспортная переволока, где посуху перетаскивали — волокли — речные суда из одной великой реки в другую. В XVI веке на волжском конце переволоки был поставлен город Царицын. В XVIII веке проблемой соединения Волги с Доном занимался Петр Первый. В Царицыне он побывал трижды и подарил городу свой картуз и трость.

В XIX веке Царицынская городская дума утвердила музейный статус этого подарка. В начале ХХ века царский подарок стал главным экспонатом впервые созданного Царицынского краеведческого музея. В 50-е годы мечта Петра наконец исполнилась — был открыт Волго-Донской судоходный канал. В 90-х волгоградский краевед Георгий Самойлов написал книгу о пребывании Петра в Царицыне, а режиссер ТЮЗа Альберт Авходеев поставил по ней музыкальный спектакль «Сказ о граде Царицыне и царе Петре». Потом режиссер был выдвинут на «Музу» и стал ее лауреатом и «Человеком года».

Эмблема Царицынской музыЭто лишь один небольшой пример кровной связи «Музы» с культурным наследием предков. Проект на деле связывает живые нити традиций, рвущиеся под натиском исторических катастроф. Поэтому «Царицынская муза» для волгоградцев — это реальный, проверенный жизнью способ вписать в историю этого наследия и свою собственную страницу.

Татьяна Данилова

https://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/9cf414a2.jpghttps://xn--80aautttr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/9cf414a2-150x150.jpgЦарицынская музаФонд «Царицынская муза»История благотворительного проекта, который называют волгоградским «Оскаром». Времен связующая нить Конкурс творческой интеллигенции «Царицынская муза» был основан в 1992 году в Волгограде журналистом Анатолием Карманом как смотр высших достижений регионального искусства. Это было бурное и противоречивое время начала 90-х, когда, говоря словами Л. Толстого, «всё переворотилось и только еще укладывается». Распад Советского...Культура и общественная жизнь Волгоградской области